На международной выставке «Продэкспо» обсудили перспективы развития российской органической продукции

12 апреля состоялась пленарная дискуссия «Легализация органики. Итоги первого года действия ФЗ «Об органической продукции»», прошедшая в рамках 28-й Международной выставки продуктов питания «Продэкспо» в Москве. С приветственным словом к участникам мероприятия обратился заместитель Председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Белоусов.

Об итогах первого года действия Федерального закона «Об органической продукции» и мерах государственной поддержки рассказал заместитель Министра сельского хозяйства РФ Максим Увайдов. По словам замминистра, важной задачей является повышение доверия к такой продукции со стороны потребителей. «Необходимо выстраивание плотного взаимодействия с торговыми сетями и выделение под нее отдельных полок, а в перспективе – создание специализированных магазинов. Отечественная органика должна стать прозрачным и прибыльным бизнесом для аграриев, а для потребителей в России и за рубежом – образцом высокого качества», – подчеркнул он. 

Руководитель Федерального центра «Агроэкспорт» Дмитрий Краснов в своем выступлении рассказал, что мировой рынок органической продукции уверенно растет, а ключевые потребительские тренды, которые существовали и развивались в последние годы, связанные с ответственным потреблением, экологической сознательностью и ориентацией на здоровое питание усилились.

«За прошедший год мы изучили и провели оценку перспектив развития поставок по ряду рынков отдельных стран. Как показал анализ, потребительские тренды сконцентрировались на определенной тематике, которая связана с увеличением производства продуктов для здорового образа жизни, устойчивости к внешним воздействиям и укреплением иммунитета. Безусловно, в этой связи рынок органики будет развиваться стремительными темпами», – отметил Краснов.

По его словам, на сегодняшний день объем мирового рынка органической продукции составляет около 120 млрд долл. США со среднегодовыми темпами роста в 8,5%. «По нашим прогнозам, к 2024 году этот показатель составит 9-9,5%, а общий объем рынка достигнет 200 млрд долл. США», – уточнил Дмитрий Краснов.

80% мирового потребления органической продукции приблизительно в равных долях приходится на ЕС и США. У стран Юго-Восточной Азии – 13%, а у Ближнего Востока около 1%. По мнению «Агроэкспорта» именно рынки стран Персидского Залива, Юго-Восточной Азии, Китая являются наиболее важными и перспективными для развития российского экспорта органической продукции.

Российский экспорт органики, как и внутренний рынок, находится в стадии становления. На долю России приходится всего лишь порядка 1% европейского импорта. По итогам 2020 года объем поставок за рубеж составил около 20 млн долл. США. «Очевидно, что в ближайшие годы экспорт российской органики существенно вырастет», – отмечает Краснов. Однако для этого следует ускоренно совершенствовать структуру внутреннего рынка, прежде всего регуляторную с тем, чтобы сертифицирующие организации заработали полноценно. «Это – основа, и без такой базы ожидать скорых результатов вряд ли приходится», – отметил он.

В России органическим земледелием, как правило, занимаются небольшие фермерские хозяйства, поэтому без поддержки государства для ускоренного развития данного сектора АПК не обойтись. Правительство компенсирует часть расходов на сертификацию продукции АПК – от 50% до 90% от объема понесенных затрат. Кроме того, важным резервом для развития органического производства является возвращение в сельхозоборот невозделываемых земельных угодий. До 2030 года Минсельхоз России планирует восстановить около 13 млн га земель.

Также значительным экспортным потенциалом обладают дикоросы. В настоящее время в России сертифицировано более 130 тыс. га лесов под экспорт органических дикоросов. В то же время, общая грибоносная площадь составляет 82 млн га с биологическими запасами более 4 млн тонн. По данным Федерального агентства лесного хозяйства, эксплуатационные запасы самых распространенных ягод и грибов составляют более 7 млн тонн. «Это говорит о серьезном потенциале в области органического экспорта дикоросов», – подчеркивает глава Федерального центра.

Завершая выступление, Дмитрий Краснов рассказал, что начата разработка концепции продвижения российской органической продукции за рубеж, в том числе на европейские и азиатские рынки.

По мнению модератора дискуссии, заместителя руководителя «Роскачество» Елены Саратцевой, есть все предпосылки, чтобы в ближайшие годы экспорт органической продукции стал одним из значимых направлений: «Продвигая наши уникальные продукты на международные рынки, мы делаем только первые шаги. Уверена, что совместная работа с «Агроэкспортом» будет способствовать широкой экспансии российской органики по всему миру».

Во время пленарной сессии с докладами также выступили руководитель Союза органического земледелия Сергей Коршунов, Президент группы компаний «ЭкоНива» Штефан Дюрр, заместитель председателя Комитета ТПП по развитию АПК Андрей Волков, председатель Комитета по качеству торговли АКОРТ Наталья Соммер и руководитель Центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка Андрей Дальнов.

Меню