В 2020 году российский агроэкспорт вырос на 20%

В 2020 году Россия поставила на внешние рынки 79 млн тонн продукции АПК стоимостью 30,7 млрд долл., что на 5 млрд долл. или на 20% больше показателя прошлого года*. Таким образом агроэкспорт достиг рекордной величины, побив максимум 2018 года, по итогам которого показатель составлял 25,8 млрд долл.

Рост продемонстрировали все основные группы товаров, за исключением рыбы и морепродуктов, где вследствие снижения цен из-за пандемии коронавируса стоимость экспорта сократилась на 2,1%. Отгрузки зерна в денежном выражении увеличились на 29%, масложировой продукции – на 22%, мяса – на 49%, молочных продуктов – на 11%. Поставки продукции пищевой и перерабатывающей промышленности продемонстрировали рост на 13%.

По данным ФТС, в 2020 году импортерами продукции АПК из России являлись более 150 стран. Лидирующую позицию среди них сохраняет Китай, закупки которого превысили 4 млрд долл. За прошлый год в КНР ввезено 4,8 млн тонн продовольственных товаров стоимостью 4,02 млрд долл. – на 26% больше уровня 2019. Второе место занимает Турция, увеличившая импорт на 26% до 3,1 млрд долл. Также в топ-3 покупателей, как и годом ранее, входит Казахстан, нарастивший импорт на 12% до 2,1 млрд долл.

Зерно

Экспорт зерна увеличился на 25% до 49 млн тонн, в денежном выражении объем вырос на 29% до 10 млрд долл. Благодаря столь значительной динамике доля зерна в структуре экспорта увеличилась до 33%.

Ростом завершили год все три основные экспортные культуры – пшеница, ячмень и кукуруза. В том числе отгрузки пшеницы выросли на 22% до 39 млн тонн, в денежном выражении – на 29% до 8,3 млрд долл. благодаря росту цен. Зарубежные продажи ячменя составили 6,1 млн тонн (+54%) на 1,1 млрд долл. (+44%), кукурузы – 4 млн тонн (+29%) на 741 млн долл. (+20%).

Турция, вышедшая в лидеры среди покупателей российского зерна в 2019 году, сохранила эту позицию. В прошлом году в республику экспортировано более 9 млн тонн зерна (+15%) стоимостью 1,9 млрд долл. (+24%). Около 88% этого объема пришлось на пшеницу, 6% – кукурузу, 4% – ячмень. Турция занимает второе место среди ведущих импортеров российской пшеницы, первое – кукурузы, третье – ячменя.

Египет находится на 2-й строчке с долей 18%. За 12 месяцев в эту страну отгружено 8,3 млн тонн зерна (+35%) на сумму 1,8 млрд долл. (+41%). Практически весь этот объем пришелся на пшеницу, благодаря чему Египет вновь стал крупнейшим покупателем этого вида злака из России.

На третьем месте с долей 5,5% – Саудовская Аравия, увеличившая импорт российского зерна до 3,1 млн тонн стоимостью 568 млн долл. Это в 2,4 раза больше показателя 2019 года в физическом и стоимостном выражении. Саудовская Аравия является ведущим импортером российского ячменя, однако помимо него в этом году стала впервые закупать пшеницу (247 тыс. тонн), сорго (1 тыс. тонн) и гречиху (193 тонны).

В 2020 году после 5-летнего перерыва возобновил закупку российской пшеницы Пакистан (1,2 млн тонн), после 9-летнего – Куба (25 тыс. тонн), значительно нарастили импорт зерна Вьетнам, Таиланд, Тунис, Таиланд, Казахстан, Монголия.

Масложировая продукция

Экспорт масложировой продукции в прошлом году вырос на 12% до 8,1 млн тонн в натуральном объеме и на 22% до 5 млрд долл. в денежном.

Драйвером роста стало подсолнечное масло, которого в минувшем году отгружено 3,7 млн тонн (+19%) стоимостью 2,8 млрд долл. (+28%). Динамику обусловили продажи в первой половине года: после рекордного урожая подсолнечника 2019 года экспорт подсолнечного масла в январе-июне 2020 года показал рост на 40% в физическом и стоимостном выражении. Во второй половине календарного года отгрузки в годовом выражении снизились на 0,8% в натуральном объеме, однако выросли на 17% в денежном.

Рапсового масла за рубеж поставлено 688 тыс. тонн (+2,9%) на сумму 587 млн долл. (+14%), соевого – 679 тыс. тонн (+13%) на 495 млн долл. (+24%). Отгрузки шрота и жмыха увеличились на 6,7% до 2,7 млн тонн стоимостью 668 млн долл. (+9,4%), маргарина – на 9,9% до 234 тыс. тонн стоимостью 230 млн долл. (+10%).

Крупнейшим покупателем российской масложировой продукции является Китай, нарастивший импорт в 1,8 раза до 1,1 млрд долл. Более половины этого объема пришлось на подсолнечное масло (565 млн долл., 771 тыс. тонн), 23% – рапсовое масло (253 млн долл., 282 тыс. тонн), 22% – соевое масло (244 млн долл., 328 тыс. тонн). По всем трем видам масел Китай является лидером среди импортеров. Кроме того, Россия начала поставки в КНР соевого и подсолнечного шрота (14 млн долл., 31 тыс. тонн).

На второй позиции – Турция, увеличившая закупки на 26% до 553 млн долл. За январь-декабрь в страну поставлено 645 тыс. тонн подсолнечного масла стоимостью 456 млн долл. (+34%), 493 тыс. тонн шрота и жмыха на сумму 97 млн долл. (-2,2%), а также 126 тонн маргарина на 102 тыс. долл. (в 2019 поставок не было).

Также в топ-3 стран-импортеров входит Индия, увеличившая ввоз российской масложировой продукции в 2,2 раза до 364 млн долл. Более 90% объема пришлось на подсолнечное масло, закупки которого выросли в 2 раза до 333 млн долл. (460 тыс. тонн).

Рыбная продукция

Рыбы и морепродуктов экспортировано 2,3 млн тонн стоимостью 5,3 млрд долл. В физическом объеме отгрузки выросли на 6,3%, однако в денежном эквиваленте снизились на 2,1% по сравнению с показателем 2019.

В структуре продаж 54% приходится на мороженую рыбу, экспорт которой сократился на 5,7% до 2,9 млрд долл. В то же время продажи ракообразных поднялись на 3,2% до 1,7 млрд долл., рыбного филе – на 2,2% до 509 млн долл. Отгрузки моллюсков снизились на 12% до 115 млн долл.

Около 60% российского экспорта рыбной продукции отправлялось в Республику Корея и Китай. Поставки в Республику Корея увеличились на 8,2% до 1,61 млрд долл., почти 50% этого объема пришлось на ракообразные, 40% – мороженую рыбу. Продажи в КНР снизились на 6,1% до 1,6 млрд долл., в том числе мороженой рыбы – на 9,4% до 1,2 млрд долл., моллюсков – на 29% до 44 млн долл., в то время как ракообразных – выросли на 14% до 340 млн долл. Экспорт в Нидерланды уменьшился на 6,7% до 864 млн долл., 52% этого объема составили ракообразные, 28% – мороженая рыба, 20% – рыбное филе.

Мясная продукция

Экспорт мясной продукции в 2020 году продемонстрировал самый высокий темп роста среди основных категорий продовольственных товаров. За 12 месяцев физический объем увеличился на 53% и составил 525 тыс. тонн. В денежном эквиваленте отгрузки достигли 887 млн долл., что на 49% выше аналогичного показателя 2019.

По уточненным данным ФТС, поставки мяса птицы выросли на 40% до 296 тыс. тонн в физическом выражении и на 31% до 429 млн долл. в стоимостном. Свинины экспортировано более 200 тыс. тонн (+87%) на сумму 336 млн долл. (+91%), говядины – 16 тыс. тонн (в 2,7 раза больше) стоимостью 88 млн долл. (в 3,1 раза больше).

Крупнейшим покупателем российского мяса стал Китай. Поставки мяса птицы в эту страну, начавшиеся в феврале 2019, по итогам прошлого года выросли в 2,3 раза до 146 тыс. тонн на сумму 265 млн долл. (в 1,8 раза больше). В 2020 году доступ на китайский рынок получили российские экспортеры говядины, отгруженный объем составил 8,7 тыс. тонн на 48 млн долл., или более 50% всего российского экспорта мяса КРС.

На втором месте с долей 16% – Вьетнам. В конце 2019 года рынок открылся для поставок свинины, благодаря чему за прошлый год экспорт мяса во Вьетнам вырос вдвое до 73 тыс. тонн в физическом выражении и в 4,4 раза до 140 млн долл. в денежном. Около 94% этого объема пришлось на свинину.

Третью позицию заняла Украина с долей 12%, за год в эту страну экспортировано 79 тыс. тонн мяса (+6,8%) стоимостью 108 млн долл. (+4,2%). 62% денежного объема составила свинина, 36% – мясо птицы.

Значительный рост экспорта мяса из России обусловили несколько факторов, рассказал «Агроэкспорту» руководитель Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. «Во-первых, в прошлом году Россия смогла максимально использовать потенциал китайского рынка по мясу птицы благодаря дефициту животного белка, который вызвал резкий рост цен на свинину и переориентацию части потребителей на мясо птицы. В результате Россия заняла 3-е место среди поставщиков этого вида мяса в КНР после США и Бразилии, а также начала поставлять говядину», – отметил он. Второй фактор – своевременное открытие рынка Вьетнама по свинине благодаря активной работе Минсельхоза России и Россельхознадзора, а также некоторых российских производителей, сумевших убедить власти Вьетнама в безопасности российской продукции. «Как и в Китае, во Вьетнаме из-за АЧС резко снизилось поголовье свиней, а цены быстро росли. Россия, в свою очередь, оперативно расширила список аттестованных предприятий и очень быстро нарастила объем поставок», – подчеркнул Юшин. Еще один фактор – ослабление рубля, повысившее конкурентоспособность российской продукции, а также низкие цены на мясо птицы и свинину внутри страны.

Кроме того, рост экспортных продаж стал следствием масштабной маркетинговой работы, проводимой российскими компаниями. «Поставщики все лучше узнают мировые рынки и расширяют географию поставок: российское мясо экспортируется уже почти в 50 стран. Помимо азиатских государств все активнее ведется работа на Ближнем Востоке, несмотря на проблемы с сертификацией халяльной продукции. Также осваиваются рынки, которые пока небольшие, но потенциально емкие – это рынки африканских государств», – подчеркнул Юшин.

Молочная продукция

Экспорт молочной продукции в прошлом году вырос на 16% до 207 тыс. тонн в физическом выражении и на 11% до 318 млн долл. в стоимостном.

Сыров и творога отправлено за рубеж 30 тыс. тонн (+12%) на сумму 96 млн долл. (+15%). Поставки кисломолочных продуктов снизились на 2,1% до 83 млн долл. (79 тыс. тонн), мороженого – выросли на 6,8% до 57 млн долл. (26 тыс. тонн), молока и сливок – на 9,3% до 55 млн долл. (56 тыс. тонн), сливочного масла – на 75% до 15 млн долл. (4,5 тыс. тонн), молочной сыворотки – в 2 раза до 12 млн долл. (11 тыс. тонн).

Ведущими покупателями молочных продуктов из России остаются государства постсоветского пространства. В том числе экспорт в Казахстан увеличился на 8,7% до 132 млн долл., Беларусь – на 7,5% до 45 млн долл. Поставки на Украину за январь-декабрь оцениваются на уровне 45 млн долл. (+18%).

«2020 год стал крайне удачным для экспорта молочной продукции, – оценивает управляющий партнер «Стреда консалтинг» Алексей Груздев. – На фоне существенной девальвации рубля, которая сделала отечественную продукцию более конкурентоспособной на мировом рынке, мы смогли существенно усилить свои позиции на традиционных рынках постсоветского пространства и при этом вырасти в объемах практически по все категориям продукции». В части расширения географии в последние годы Россия получила доступ на рынки более 15 стран, десять из которых входят в топ-20 крупнейших стран-импортеров молочной продукции – это Япония, Южная Корея, Вьетнам, Саудовская Аравия, ОАЭ, Алжир, Египет и другие. «В ближайшие годы отрасль обязательно должна реализовывать этот задел», – уверен Груздев.

По его словам, в текущем году можно ожидать сохранения всех действующих положительных факторов и рассчитывать на аналогичный прирост объемов поставок в 20-25%. «В условиях ползущей девальвации мы имеет все необходимые предпосылки для дальнейшего стабильного роста экспорта молочной продукции в ближайшие 2-3 года: объемы производства сырья стабильно растут, вводятся новые мощности переработки, активно расширяется перечень открытых стран и снижаются административные барьеры, все большее количество компаний проявляет интерес к экспорту и постепенно набирается опыта в организации поставок своей продукции на мировой рынок», – добавил Груздев.

Продукция пищевой и перерабатывающей промышленности

Поставки из России продукции пищевой и перерабатывающей промышленности в 2020 году увеличились на 13% до 4,5 млрд долл.

Экспорт кондитерских изделий, несмотря на проседание во втором квартале, по итогам года смог восстановить позитивную динамику: за год физический объем вырос на 11% до 688 тыс. тонн, стоимостной – на 3,7% до 1,4 млрд долл. В том числе отгрузки кондитерских изделий в Казахстан увеличились на 0,8% до 323 млн долл., Беларусь – на 0,4% до 194 млн долл., Китай – на 23% до 176 млн долл.

Продажи за рубеж сахара выросли в 1,8 раза до 1,2 млн тонн стоимостью 467 млн долл. (в 1,7 раза больше). Свекловичного жома вывезено 1,4 млн тонн (+7,3%) на 219 млн долл. (+9,2%). Экспорт напитков увеличился на 15% до 605 млн долл., табачной продукции – снизился на 0,7% до 540 млн долл.

Основными покупателями российской продукции пищевой и перерабатывающей промышленности также являются преимущественно страны бывшего СССР. Среди них – Казахстан, увеличивший импорт на 9,6% до 1,06 млрд долл., и Беларусь (536 млн долл., +5,9%). На третье место, во многом благодаря закупкам сахара, поднялся Узбекистан (316 млн долл., +74%).

*данные ФТС за январь-декабрь, Росстата по форме 8-ВЭС-рыба за январь-декабрь