,

В 2020 году российский экспорт колбасной продукции вырос на 26%

В январе-декабре 2020 года Россия отправила на зарубежные рынки 45 тыс. тонн колбасных изделий, что на 30% больше аналогичного периода 2019. В стоимостном выражении объем отгрузок вырос на 26% до 93 млн долл. По данным ФТС, покупателями российских колбас стали более 30 стран.

Ведущие позиции среди импортеров традиционно занимают государства бывшего СССР. Лидером является Казахстан, нарастивший закупки в годовом выражении на 22% до 33 тыс. тонн на сумму 63 млн долл. (+21%). Второе место занимает Украина: экспорт в эту страну вырос в натуральном выражении на 54% до 5,8 тыс. тонн, в денежном – на 43% до 14 млн долл. Азербайджан увеличил импорт на 43% до 3,6 тыс. тонн на сумму 8,6 млн долл. (+26%).

Среди стран дальнего зарубежья наиболее значительные объемы отгружены во Вьетнам (19 тонн) и Японию (7,3 тонны). В 10 раз нарастили импорт колбасных изделий Грузия и Узбекистан.

Компания Abi (бренды «Вязанка», «Стародворье», «Ядрена копоть» и др.), несмотря на пандемию, в 2020 году смогла увеличить экспортные поставки колбасных изделий в Казахстан, Азербайджан и Абхазию, а также выйти на рынок Узбекистана. Среди самых популярных продуктов – вареные колбасы и сосиски. «Длительная самоизоляция и, как следствие, потребление пищи в домашних условиях привели к возникновению двух трендов, которые оказали положительное влияние как на динамику отгрузок колбасных изделий, так и на расширение поставляемого ассортимента. Во-первых, произошел рост покупок «народных» продуктов, которые традиционно ассоциируются у потребителей с домашними приемами пищи. Кроме того, многие покупатели устали от необходимости готовить дома часто и много, поэтому переключились на готовые продукты или продукты, требующие минимального времени приготовления», – комментирует представитель компании Abi.

Группа «Черкизово» (бренды «Черкизово», «Империя вкуса», «Мясная губерния», «Пава-Пава» и др.) по итогам прошлого года увеличила экспорт колбасных изделий на 25% до 5,2 тыс. тонн. В том числе поставки в Азербайджан выросли более чем в 1,5 раза, на Украину – более чем на 25%, в Казахстан – примерно на 20%, расширена география за счет начала поставок в Узбекистан и Грузию. «Основной объем зарубежных поставок колбасных изделий группы приходится на страны постсоветского пространства, где предпочтения потребителей исторически близки к российским, а бренды «Черкизово» хорошо известны и пользуются доверием уже многие годы», – поясняет руководитель управления по взаимодействию с отраслевыми союзами и государственными институтами ТД «Черкизово» Андрей Терехин.

По его словам, в условиях вынужденной изоляции на фоне пандемии, полного или частичного закрытия канала общественного питания, а также сокращения доходов населения колбасные изделия стали альтернативой продукции сегмента HoReCa. В этой ситуации особенно востребованными оказались доступные по цене вареные и варено-копченые колбасы, а также сосиски. Увеличение потребления коснулось и группы сырокопченых колбас как продукта с длительным сроком хранения.

В 2021 году производители намерены и далее развивать экспортные поставки – как за счет расширения географии и ассортимента, так и благодаря маркетинговым усилиям. Так, компания Abi продолжает развивать сотрудничество с партнерами в странах СНГ и ЕАЭС, где рынки растут во многом благодаря устоявшимся потребительским предпочтениям, сформировавшимися еще в советскую эпоху. Одновременно Abi продолжает рассматривать варианты развития географии продаж как в странах ближнего, так и дальнего зарубежья. «Мы уверены, что, имея качественный и вкусный продукт, который поддерживается грамотной коммуникацией с потребителем, можно осваивать любые новые рынки», – подчеркивает представитель Abi.

Группа «Черкизово» планирует включать в экспортные поставки новые товарные позиции (например, продукцию из мяса птицы или из мяса индейки), а также наращивать маркетинговую активность на хорошо освоенных и новых рынках, говорит Терехин. Компания также рассчитывает на продолжение переговорного процесса по открытию для российской готовой продукции из мяса перспективного рынка Китая, на укрепление своих позиций во Вьетнаме и выход на другие рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Мировой рынок

Во многих странах колбасные изделия являются традиционным продуктом и относятся к товарам массового спроса. Так, согласно оценке IndexBox, среднедушевое потребление колбас в Евросоюзе составляет около 11 кг в год, в том числе в Чехии и Германии – 19 кг/чел., Австрии – 16 кг.

По данным Mordor Intelligence, в 2019 году мировой рынок переработанного мяса (готовая продукция и полуфабрикаты) составил 181 млрд долл., и в ближайшие годы будет расти со среднегодовым темпом роста 3,88%. К 2025 году объем рынка превысит 227 млрд долл. благодаря увеличению темпа жизни, изменению в потребительских предпочтениях и росту спроса на готовые продукты питания в целом. Наибольшими темпами будут увеличиваться продукты из говядины и птицы (4,53% и 4,28% в год соответственно), в результате чего к 2025 году 36% рынка переработанного мяса будет приходиться на мясо птицы, 31% – свинину, 22% – говядину, 6% – баранину.

С точки зрения географии наиболее растущим в ближайшие пять лет будет рынок Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе в Индии продажи продуктов из мяса будут расти со среднегодовым темпом 10,4%, Японии – 5,9%, Китае – 5,7%. В странах Южной Америки рынок будет увеличиваться в среднем на 4,42%, Ближнего Востока и Африки – на 4.36%, Европы – на 2,47%.