Российский экспорт молочной продукции в 2020 году превысил 300 млн долларов

В январе-декабре 2020 года* российский экспорт молочной продукции увеличился на 16% до 197 тыс. тонн в физическом выражении и на 12% до 302 млн долл. в стоимостном. Учитывая, что в число ведущих покупателей входят Казахстан и Беларусь, с появлением статистики по ЕАЭС за декабрь итоговый объем может оказаться существенно выше.

По предварительным данным ФТС, в структуре внешних продаж лидирующей категорией стали сыры и творог, экспорт которых увеличился на 12% до 28 тыс. тонн в физическом и на 15% до 89 млн долл. в денежном выражении. Около 43% стоимостного объема пришлось на молодые сыры, 36% – плавленые.

Поставки кисломолочных продуктов выросли на 6,2% до 74 тыс. тонн, однако в денежном эквиваленте снизились на 1,6% до 78 млн долл. Экспорт мороженого вырос на 7,9% до 56 млн долл. (26 тыс. тонн), молока и сливок – на 11% до 52 млн долл. (53 тыс. тонн), сливочного масла – на 79% до 15 млн долл. (4,3 тыс. тонн), молочной сыворотки – в 2 раза до 11 млн долл. (10 тыс. тонн).

Таким образом, наибольшие темпы роста в 2020 году показали экспорт молочной сыворотки, сливочного масла, а также сыров и сырных продуктов, обратил внимание гендиректор «Союзмолоко» Артем Белов. «По сыворотке и сливочному маслу высокие темпы роста связаны с эффектом низкой базы: например, сливочного масла пока отправляется за рубеж менее 1% от объема внутреннего российского потребления. Что касается сыров, то здесь активно развивается экспорт, в том числе плавленых сыров, где есть целый ряд российских и международных компаний, которые активно поставляют данную продукцию на территорию постсоветского пространства, в том числе в Казахстан, Беларусь, Узбекистан, Азербайджан и т. д.», – пояснил «Агроэкспорту» Белов.

Ведущие покупатели молочных продуктов из России, согласно текущей статистике ФТС, – Казахстан, Украина и Беларусь. Отгрузки в Казахстан в январе-ноябре увеличились на 9,3% до 121 млн долл. (74 тыс. тонн, +14%). Таким образом, на эту страну приходится 40% всего российского экспорта молочной продукции, а с появлением данных за декабрь показатель окажется еще выше. В Казахстан отправляется 47% экспортного объема сыров и творога, 31% – кисломолочной продукции, 35% – мороженого, 39% – молока и сливок, 43% – сливочного масла, 72% – молочной сыворотки.

Поставки на Украину в 2020 году увеличились на 18% до 45 млн долл. (35 тыс. тонн, +34%). Основными позициями, обеспечившими такую динамику, стали сыры и творог (+14% до 18 млн долл.), молоко и сливки (+33% до 12 млн долл.) и сливочное масло (+58% до 3,9 млн долл.).

Продажи в Беларусь показали рост на 9,8% до 42 млн долл. (26 тыс. тонн, +12%). Из этого объема 16 млн долл. пришлось на кисломолочные продукты, 12 млн долл. – сыры и творог, 8,7 млн долл. – молоко и сливки.

Всего в 2020 году Россия отправляла молочную продукцию более чем в 40 стран, при этом поставки в США за год выросли в 3 раза (до 10 млн долл.), в Узбекистан – на 57% (до 12 млн долл.), в Армению – на 63% до 8,6 млн долл., Китай – на 22% до 5,6 млн долл.

По словам Белова, слабый рубль создает предпосылки для увеличения объемов экспорта и в текущем году. «Я думаю, что в 2021 году мы также увидим положительную динамику экспорта, причем как в страны постсоветского пространства, так и на рынки дальнего зарубежья. Надеюсь, что активно будут развиваться поставки в Китай, в первую очередь сухих молочных продуктов, а также на те рынки, которые были открыты в 2020 году – это Алжир, Япония и целый ряд других стран», – добавил Белов.

*без учета данных по ЕАЭС за декабрь

Меню