В 2020 году Россия отправила в Узбекистан 930 тыс. тонн продовольственных товаров на сумму 689 млн долл. В физическом выражении объем поставок увеличился на 63%, в стоимостном – на 48%. По итогам прошлого года Узбекистан находится на 11-м месте среди ведущих импортеров продукции АПК из России.
Как и все последние годы, крупнейшей позицией в российском агроэкспорте в Узбекистан является подсолнечное масло. В минувшем году поставки выросли на 14% до 202 тыс. тонн стоимостью 182 млн долл. (+33%), в результате чего Узбекистан вышел на 4-ю строчку среди покупателей российского подсолнечного масла после Китая, Турции и Индии.
Узбекистан входит и в число основных импортеров российского сахара. По предварительным данным ФТС, в прошлом году его отгрузки увеличились в 2,4 раза до 315 тыс. тонн на сумму 130 млн долл. (в 2,7 раза больше). На 3-м месте среди поставляемых продуктов питания – шоколадные кондитерские изделия, продажи которых в натуральном выражении выросли на 81% до 27 тыс. тонн, в денежном – на 56% до 59 млн долл.
Также в топ-5 товаров входит соевый шрот (60 тыс. тонн, -5,1%; 30 млн долл., +2,1%) и маргарин (25 тыс. тонн, +5,6%; 29 млн долл., +11%). Кроме того, значительно увеличились поставки картофеля, живых животных, мучных кондитерских изделий, муки.
Рынок Узбекистана
Среди государств постсоветского пространства Узбекистан находится на третьем месте по численности населения после России и Украины. Агропродовольственный сектор – один из основных в экономике государства, на который приходится более 40% ВВП. В общем объеме производства продукции сельского хозяйства 52% приходится на растениеводство, 48% – животноводство.
Узбекистан является восьмым в мире экспортером хлопка и шестым производителем данной продукции. В настоящее время центральноазиатское государство активно развивает производство и экспорт овощей, фруктов и орехов. В частности, в 2019 году республика являлась вторым в мире экспортером свежих абрикосов, четвертым – свежей хурмы. Одновременно увеличивается выпуск животноводческой продукции: за 2015-2019 годы производство скота и птицы на убой в живом весе увеличилось на 22%, молока – на 18%. В то же время около 68% сельхозпродукции производится в небольших семейных (дехканских) хозяйствах, что тормозит дальнейший рост выпуска пищевой продукции.
Что касается рыбы, то страна сильно зависит от импортных поставок. В Узбекистане развито лишь рыбоводство, производство моллюсков и ракообразных отсутствует. Российская замороженная рыба и рыбное филе занимает до 15% рынка, а поставки различных видов морепродуктов, в частности моллюсков и продукции их переработки, фактически формируют рынок Узбекистана.
По данным ITC Trade Map, в целом в 2019 году в Узбекистан было ввезено продукции АПК на 2,1 млрд долл. – это в первую очередь злаки и продукция их переработки, масла и жиры, сахарная продукция. Основными экспортерами продукции АПК в Узбекистан являются страны СНГ, в первую очередь Казахстан и Россия.
Россия ежегодно увеличивает экспорт продукции АПК в Узбекистан, за период с 2015 по 2020 год показатель вырос в 2,5 раза. На рынке Узбекистана представлен широкий перечень российских продовольственных товаров, а по отдельным видам Россия занимает большую часть рынка. Так, в общем стоимостном объеме узбекского импорта подсолнечного масла на долю России в 2019 году приходилось 88%, маргарина – 83%, шоколада – 80%, сахаристых кондитерских изделий – 43%.
Российский экспортный потенциал
По оценке Федерального центра «Агроэкспорт», российская продукция имеет потенциал для увеличения доли присутствия на рынке Узбекистана.
Так, быстрорастущий спрос рождает возможности для дальнейшего наращивания экспорта российских кондитерских изделий, в первую очередь сахаристых. Наиболее значимая для рынка Узбекистана категория кондитерских изделий из сахара – пастила и мармелад, в том числе жевательный. Следующие по объему продаж – леденцы, ставшие лидерами роста в 2020 году, за ними следует категория «карамель, ирис и нуга». Кондитерские изделия играют значительную роль в культуре нации и являются неотъемлемой частью суточного рациона практически всех возрастных групп населения, в том числе детей и людей пожилого возраста. Примечательно, что сахар и изделия из него не считаются в Узбекистане вредными продуктами, потребление которых считается необходимым ограничивать.
Другой продукт, экспорт которого Россия может увеличить – маргарин. В поставках маргарина Узбекистан зависим от российских поставок, помимо России маргарин импортируется из таких стран, как Малайзия, Казахстан, Швеция, Индонезия и Украина. Российский маргарин в розничной упаковке, предназначенный для реализации конечному потребителю, исторически занимает на местном рынке лидирующее положение, обладая более высоким качеством и широтой ассортимента по сравнению с продукцией местных производителей.
Имеется потенциал к наращиванию темпов экспорта продукции для детского питания, особенно сухих молочных смесей. Российская продукция уже обладает высокой долей на рынке (57% в 2019 году) и узнаваемостью брендов. Однако в ближайшие годы в связи с высокой рождаемостью в Узбекистане ожидается рост числа детей в возрасте до трех лет, продолжение урбанизации и повышение степени осведомленности молодых матерей о заменителях грудного молока. Российская продукция характеризуется высоким качеством и более низкими ценами по сравнению с продукцией мировых брендов.
Базовый сценарий развития экспорта предполагает увеличение поставок сахаристых кондитерских изделий, маргарина и детского питания в Узбекистан более чем на 30 млн долл. до 2024 года. Также у России есть возможность нарастить экспорт муки, минеральных и газированных вод, подсолнечного и соевого масел, солодового экстракта, пшеницы, макаронных изделий, соусов, мороженого, плавленых сыров, плодоовощных консервов, сахара.
Почти половина населения Узбекистана, составляющая более 33 млн человек, сконцентрирована в Ташкенте и Ферганской долине – двух регионах, которые для производителей потребительских товаров рассматриваются в качестве наиболее перспективных точек входа на узбекские рынки.
Сейчас в Узбекистане получили развитие практически все форматы современной торговли, в том числе гипермаркеты, супермаркеты, дискаунтеры и площадки электронной коммерции, однако местные базары по-прежнему играют важную роль, поэтому важно налаживать сотрудничество с дистрибьюторами, поставляющими товары на местный рынок. Кроме того, развитие бизнес-связей с Узбекистаном позволит выйти на рынки соседних стран, в том числе Афганистана и других стран Центральной Азии.
В последние годы Узбекистан проводит масштабные рыночные реформы, за период с 2012 года по 2019 год в рейтинге Doing Business Всемирного банка государство поднялось со 166-го до 76-го места. В конце мая 2019 года главами аграрных ведомств России и Узбекистана была подписана «Дорожная карта» по активизации двустороннего сотрудничества между Россией и Узбекистаном в области сельского хозяйства на среднесрочную перспективу. Документ предусматривает развитие взаимодействия в сферах производства мяса птицы, выращивания масличных культур, рыбоводства, цифровизации, ветеринарного и фитосанитарного надзора, консультационной поддержки в сфере АПК, а также научно-техническое сотрудничество.