С 1 января по 31 декабря 2020 года* Россия поставила на внешние рынки более 500 тыс. тонн мясной продукции, что на 55% выше аналогичного периода 2019. В денежном эквиваленте отгрузки увеличились на 54% до 860 млн долл. Согласно предварительным данным ФТС, мясная продукция в прошлом году стала лидером по темпам роста экспорта среди шести основных групп продовольственных товаров.
Отгрузки мяса птицы выросли на 41% до 285 тыс. тонн в физическом выражении и на 32% до 419 млн долл. в стоимостном. Около 85% этого объема пришлось на части и субпродукты кур (355 млн долл.), 12% – неразделанные тушки кур (51 млн долл.). Мяса индейки экспортировано на 13 млн долл., что в 2,1 раза больше показателя 2019.
Экспорт свинины вырос в 1,9 раза до 187 тыс. тонн в физическом выражении и в 2 раза до 324 млн долл. в стоимостном. Примерно 22% отгрузок составили свежие и охлажденные туши и полутуши (70 млн долл.), 18% – замороженные субпродукты (60 млн долл.).
Продажи говядины за рубеж увеличились в 2,9 раза до 16 тыс. тонн в натуральном объеме и в 3,3 раза до 85 млн долл. в денежном. Три четверти экспортированного объема приходилось на обваленное замороженное мясо КРС.
Возглавляет список крупнейших покупателей российского мяса Китай с долей 37%. В феврале 2019 года начались поставки мяса птицы в эту страну, по итогам прошлого года они выросли в 1,8 раза до 265 млн долл. В 2020 году китайский рынок открылся и для российских производителей мяса КРС, в результате отгруженный объем составил 8,7 тыс. тонн на 48 млн долл. – более половины всего российского экспорта говядины.
Вторую строчку с долей 16% занимает Вьетнам, во многом благодаря получению доступа российской свинины в конце 2019 года. В результате экспорт мяса в республику вырос вдвое до 73 тыс. тонн, а в денежном выражении – в 4,4 раза до 140 млн долл. Около 94% этого объема пришлось на свинину.
На третьем месте – Украина с долей 13%. За год отгрузки в соседнее государство оказались на уровне 79 тыс. тонн (+6,8%) стоимостью 108 млн долл. (+4,3%). 62% денежного объема составила свинина, 36% – мясо птицы.
На четвертую позицию поднялся Гонконг, который по итогам года удвоил импорт до 65 млн долл., преимущественно за счет наращивания закупок свинины. Также в конце 2019 года доступ на рынок Гонконга получили российские производители мяса птицы, в прошлом году были поставлены первые 136 тонн стоимостью 338 тыс. долл.
Замыкает топ-5 покупателей российского мяса Казахстан, увеличивший импорт на 35% до 52 млн долл. По странам ЕАЭС статистика представлена за январь-октябрь, поэтому в окончательных данных позиция Казахстана среди импортеров может измениться.
Рост экспорта российской животноводческой продукции стал результатом сочетания субъективных и объективных факторов, рассказал «Агроэкспорту» президент компании «Agrifood Strategies» Альберт Давлеев. «Среди первых – усилия госорганов по доступу к новым рынкам, развитие и расширение уже открытых, а также упорная работа производителей по совершенствованию качества экспортируемой продукции. Объективными же факторами были благоприятная мировая конъюнктура, движимая спросом на мясо в Китае, и низкий обменный курс рубля. Нарастает переход из количества в качество: поставки становятся системными, а клиенты начинают узнавать и предпочитать отдельные российские бренды», – подчеркнул эксперт.
ГАП «Ресурс», лидер среди российских экспортеров мяса птицы, за 11 месяцев 2020 года отправила на экспорт более 107,5 тыс. тонн мяса. В частности, в прошлом году группа стала первым отечественным производителем в сегменте птицеводства, экспортировавшим продукцию на Филиппины. «Также мы активизировали взаимодействие со странами Африки, начали поставки на Гаити. Кроме того, мы продолжаем сотрудничество с торговыми партнерами в КНР и на Ближнем Востоке (Саудовская Аравия, ОАЭ). В планах компании дальнейшее расширение географии присутствия, освоение новых каналов продаж и вывод на зарубежные рынки дополнительных ассортиментных позиций», – поделился старший вице-президент ГАП «Ресурс» Дмитрий Антонов.
*данные по странам ЕАЭС за январь-октябрь