Уходящий год, прошедший под знаком пандемии COVID-19, оказался непростым. Мы были вынуждены «на ходу» менять планы и искать новые форматы взаимодействия с иностранными партнерами, развивать и перестраивать цепочки поставок.
Несмотря на все сложности, российский АПК, благодаря всесторонней поддержке государства, продемонстрировал устойчивость и высокую степень адаптивности к меняющимся внешним условиям. Россия укрепила за собой лидерство на мировом рынке пшеницы, мы активно осваивали новые рынки для экспорта отечественной сельхозпродукции. По итогам года наш агроэкспорт достиг исторического рекорда и превысил 29 млрд долл.
На внешних рынках российская продукция конкурирует с лучшими мировыми аграрными производителями, крупнейшими транснациональными корпорациями. Для победы в этой непростой конкурентной борьбе необходимо выстраивать эффективные модели продвижения российской продукции и отдельных продуктовых групп на приоритетных рынках. С этой целью Федеральный центр «Агроэкспорт» активно работал над созданием системы знаний и компетенций в области внешнеэкономической деятельности. Продолжилась работа по созданию экспортных справочников-гидов по принципу «продукт-страна». В их разработке активное участие приняли ведущие отраслевые ассоциации и компании-экспортеры, а также крупные международные институты развития, в том числе Всемирный банк. Экспортными гидами уже охвачены рынки 25 продуктов в 23 странах.
Для более глубокого понимания приоритетных рынков и эффективного позиционирования российской продукции нами подготовлены комплексные концепции и модели продвижения мясной, молочной, кондитерской и рыбной продукции на рынки Китая и Индии.
Пандемия COVID-19 заставила нас адаптироваться и использовать новые формы общения, проводить бизнес-миссии, конференции и стратегические сессии в онлайн-формате. В уходящем году мы организовали онлайн бизнес-миссии в Марокко и Алжир, в рамках которых прошло 57 В2В встреч в закрытом формате.
Наступающий год, вероятно, тоже не будет простым. Однако у нас есть все возможности для сохранения позитивной динамики в развитии аграрной отрасли. По мере восстановления мировой экономики и возвращения потребительского сектора в фазу роста будет увеличиваться спрос и на российскую продукцию.
В этих условиях мы должны искать свои ниши, открывать новые рынки и обеспечивать соответствие нашей продукции требованиям и ожиданиям потребителей. Для мясной отрасли актуальным остается вопрос открытия новых рынков, в первую очередь китайского для поставок свинины, а также адаптация продукции и расширение ее ассортимента для попадания на полки торговых сетей. В масложировой отрасли важной задачей является консолидация объемов и действий экспортеров при работе на внешних рынках. Для перерабатывающей промышленности наиболее чувствительным остается вопрос маркетинговой поддержки в продвижении продукции, он также волнует молочников, производителей растительных масел и многих других. Одновременно перед молочной отраслью стоит задача нарастить объемы производства, в том числе сухих молочных продуктов. Развитию рыбного экспорта будет способствовать увеличение вылова в дальних водах и развитие береговой и судовой переработки.
Хочу пожелать, чтобы в следующем году российский агрокомплекс успешно решил стоящие перед ним задачи и сохранил устойчивость и позитивную динамику, которую демонстрирует все последние годы.
Всем руководителям, экспортерам, коллегам, партнерам, экспертам – СПАСИБО от нашего коллектива за плодотворное сотрудничество и поддержку. Пусть Новый год принесет уверенность в завтрашнем дне, энергию и ресурсы для реализации новых проектов.
Счастья вам и вашим семьям, здоровья, и, конечно же, праздничного настроения!
Руководитель Федерального центра «Агроэкспорт» Дмитрий Краснов