Экспорт российской табачной продукции превысил 400 млн долларов

В январе-октябре 2020 года Россия экспортировала табачной продукции стоимостью 412 млн долл., что на 4% больше аналогичного периода прошлого года (данные по ЕАЭС за январь-август). Около 59% в денежном выражении приходилось на промышленный табак, 36% – на сигареты, остальное – табачное сырье и отходы. В физическом объеме за 10 месяцев отгружено за рубеж более 30 тыс. тонн табака (+13% к аналогичному уровню 2019 года), 14 млрд штук сигарет (-28%) и 4,5 тыс. тонн табачного сырья (+35%).

Если в прошлом году российские табачные изделия поставлялись в 56 стран, то в этом году их число увеличилось до 59. Ведущим покупателем все последние годы является Казахстан, в прошлом году на него приходилось около трети экспортного объема. В январе-августе отгрузки в соседнюю страну увеличились на 24% до 138 млн долл. Рост в первую очередь обусловлен наращиванием поставок промышленного табака, благодаря чему на него приходится 54% поставок в этой категории в текущем году, в то время как по итогам прошлого эта доля составляла 41%. Еще 34% объема составляют сигареты (в 2019 — 47%), остальное – табачное сырье и отходы.

Сербия в прошлом году вышла на второе место среди стран-импортеров и в этом году укрепила свои позиции. По состоянию на 1 ноября в балканское государство вывезено российских табачных изделий на 72 млн долл., что на 37% больше показателя 2019 года к этой дате. Около 32% экспорта табачной продукции в Сербию приходится на сигареты, остальное – табак.

Третье место среди импортеров занимает Украина с объемом 35 млн долл., что на 13% меньше прошлогоднего уровня. Поставки в Турцию увеличились на 66% до 27 млн долл., в Беларусь – на 22% до 23 млн долл.

Если сравнивать экспортные направления текущего года с 2019-м, то их изменения связаны не с пандемией, а больше с внутренней политикой компании по перераспределению объемов готовой продукции между фабриками, пояснил директор фабрики «БАТ-СПб» (входит в «Бритиш Американ Тобакко Россия») Амазасп Тигранян. «Поэтому из года в год экспортные рынки могут меняться. Так, например, в 2020 году на АО «БАТ-СПб» прекратились заказы на производство сигарет для Таджикистана, однако возобновились заказы для Сербии», – рассказал он «Агроэкспорту».

По данным ФАО, табак выращивается в 130 странах мира. В 2018 году в мире было произведено более 6 млн тонн табака. Крупнейшими его производителями являются Китай, на который приходится порядка 37% мирового производства табачного листа, а также Бразилия (12,5%), Индия (12,3%), США (4%) и Индонезия (3%).

Бразилия, Бельгия, Зимбабве, США и Китай являются основными экспортерами табачного сырья с совокупной долей более 50%. В целом в 2019 году в мире было продано 2,4 млн тонн табачного сырья стоимостью более 10 млрд долл. В список ведущих его импортеров входят Китай, Бельгия, Германия, Польша, а также Россия.

Россия в настоящее время не выращивает собственный табачный лист в промышленных объемах и завозит его из-за рубежа. Согласно статистике ITC Trade Map, в прошлом году Россия импортировала 158 тыс. тонн табачного сырья на сумму 650 млн долл.

В то же время российская табачная промышленность является одной из крупных в мире. На внутреннем рынке работают предприятия – мировые лидеры, на долю четырех крупнейших переработчиков (Japan Tobacco International, Philip Morris, British American Tobacco и Imperial Tobacco) приходится более 90% продукции. Российская индустрия перерабатывает сырье и выпускает табачные изделия как для внутреннего рынка, так и на экспорт.

Из-за постепенного сокращения внутреннего спроса на табачные изделия, наблюдающегося в России в последние годы, производители прилагают усилия для развития экспортных продаж. Основной поток экспорта традиционно идет в страны СНГ, в то же время расширяется экспорт и в страны дальнего зарубежья. Так, в течение 2016-2019 годов поставки в Сербию увеличились в 1,9 раза, Ирак – 2,8 раз, Швейцарию – 2,2 раза. В 2017 году начались поставки на Филиппины, 2018 – на Сейшелы, в 2019 – в Саудовскую Аравию и Афганистан, в 2020 – Оман и Словению.

«В целом по объемам происходит некоторое снижение каждый год по сравнению с предыдущим, что связано с общей тенденцией по сокращению потребления табачных изделий в мире. И наоборот, отмечается рост объемов инновационных продуктов, как, например, табачных стиков для систем нагревания табака», – добавил Тигранян.