Российский агроэкспорт в Китай превысил 3 млрд долларов

За 10 месяцев 2020 года Россия экспортировала в Китай более 3,7 млн тонн продовольственных товаров на сумму 3,2 млрд долл. В физическом выражении объем отгрузок увеличился на 32%, в стоимостном – на 24%. Китай сохраняет статус крупнейшего импортера российской продукции АПК с долей 14% (без учёта экспорта в страны ЕАЭС за сентябрь – октябрь). Республика является ведущим покупателем российской рыбы, соевых бобов, подсолнечного, рапсового и соевого масел, мяса птицы и говядины, пшеничной муки, шоколада, меда и ряда другой продукции.

Драйверами роста российского агроэкспорта в текущем году остаются масложировая и мясная продукция. Так, поставки подсолнечного масла увеличились в 2,2 раза к аналогичному периоду прошлого года до 447 млн долл. (629 тыс. тонн), благодаря чему КНР в этом году вышел в лидеры среди импортеров российского подсолнечного масла.

Экспорт соевого масла вырос в 1,8 раза до 213 млн долл. (290 тыс. тонн), рапсового – на 30% до 179 млн долл. (205 тыс. тонн). В начале этого года аккредитацию получили российские экспортеры шрота, за 10 полных месяцев на китайский рынок поставлено 26 тыс. тонн этой продукции на сумму 12 млн долл.

Китай – один из крупнейших покупателей российской масложировой продукции, если спрос не снизится, можно ожидать, что эта страна сохранит лидерство по закупкам российских растительных масел, рассказал «Агроэкспорту» исполнительный директор Масложирового союза Михаил Мальцев. «За последние три года объем поставок вырос в разы, и причина кроется как в тенденции к увеличению потребления подсолнечного масла среди китайцев, так и грамотно выстроенной тактике наших компаний. Стоит отметить, что китайский бизнес проявляет заинтересованность в импорте не только соевого и подсолнечного масла, но также и рапсового, льняного», – указал Мальцев.

Поставки мяса птицы в КНР опережают показатели прошлого года в 3,5 раза в физическом выражении и в 2,8 раза в стоимостном. За 10 месяцев 2020 года на рынок Поднебесной уже отгружено 123 тыс. тонн мяса птицы на 226 млн долл. – около 65% всего российского экспорта в этой категории. Экспорт говядины, который стал возможен с января 2020 года, составил 5,9 тыс. тонн с учетом субпродуктов стоимостью 31 млн долл.

Что касается основной позиции российского экспорта продукции АПК в Китай – мороженой рыбы, то в физическом выражении ее продажи увеличились на 2,7% до 911 тыс. тонн, хотя в стоимостном продолжают оставаться на 4,9% ниже прошлогоднего уровня, составляя 1,1 млрд долл.* Экспорт ракообразных снизился в физическом объеме на 20% до 11 тыс. тонн, в то время как в денежном, напротив, вырос на 6,9% до 236 млн долл.

Кроме того, на 27% до 201 млн долл. вырос экспорт соевых бобов в Китай, в 2,5 раза до 89 млн долл. – семян рапса, на 13% до 65 млн долл. – мясной муки, на 48% до 71 млн долл. – семян льна, в 1,8 раза до 7,3 млн долл. – сахаристых кондитерских изделий, на 20% до 4,1 млн долл. – мороженого.

Поставки шоколада в физическом объеме увеличились на 7,4% до 42 тыс. тонн, однако в стоимостном остаются на 4,6% ниже прошлогоднего показателя – 88 млн долл., преимущественно за счет проседания продаж в первой половине года из-за пандемии. «По итогам 2019 года Россия стала поставщиком шоколада номер один в Китай, обойдя таких конкурентов, как Германия, Италия, Бельгия и т.д. Однако пандемия привела к значительным логистическим проблемам внутри страны, причем если в остальном мире проблемы начались к апрелю, то в Китае уже в январе перемещение внутри страны оказалось затруднено. Поэтому в первом квартале объем отгрузок снизился, а во втором – серьезно просел. Тем не менее в третьем квартале объемы по сравнению с прошлогодними показателями выше, как в физическом, так и стоимостном выражении», – отметил исполнительный директор Ассоциации предприятий кондитерской промышленности «Асконд» Вячеслав Лашманкин.

Китай – второй в мире импортер продовольственных товаров после США. По данным ITC Trade Map, в 2019 году в республику было ввезено продукции АПК стоимостью 140 млрд долл. По оценке «Агроэкспорта», Россия имеет потенциал дальнейшего расширения экспорта рыбной, масложировой, мясной и молочной продукции. В том числе в ближайшие годы можно ожидать рост экспорта основных видов растительных масел (подсолнечного, соевого, рапсового), шротов и жмыхов, а также сырья для масложировой промышленности (соевые бобы, семена рапса).

Ключевой задачей для наращивания экспорта мяса в Китай является открытие рынка для поставок российской свинины, переговоры об этом Россельхознадзор и ГТУ КНР ведут с 2015 года. Потенциал дальнейшего роста есть также у мяса птицы и говядины.

Также перспективными продуктами для китайского рынка являются сахар, кондитерские изделия, зерновые и бобовые культуры, продукты перемола.

*данные ФТС и по форме 8-ВЭС-рыба

Меню