Российский агроэкспорт в Турцию превысил 2 млрд долларов

С 1 января по 11октября 2020 года Россия экспортировала на турецкий рынок 9,4 млн тонн агропродукции, что на 14% больше аналогичного периода 2019 года. В стоимостном выражении отгрузки увеличились на 22% и составили 2,2 млрд долл. В прошлом году Турция вышла на вторую позицию среди крупнейших покупателей российских товаров АПК и в 2020 году уверенно удерживает это место. Республика является ведущим импортером российской пшеницы, отрубей, вторым — подсолнечного масла и кукурузы.

Пшеница – основная позиция в структуре российских поставок, однако ее доля в общем объеме в текущем году сократилась до 52% против 58% за аналогичный период 2019 года. По состоянию на 11 октября в Турцию отгружено 5,7 млн тонн злака (на 4% больше прошлогоднего показателя к этой дате) на сумму 1,2 млрд долл. (+9%).

Второе место по-прежнему занимает подсолнечное масло. Его поставки с начала года выросли на 36% до 528 тыс. тонн стоимостью 355 млн долл.

Отгрузки отрубей в республику увеличились на 16% в физическом выражении до 765 тыс. тонн, в стоимостном – на 14% до 117 млн долл. На Турцию приходится более 94% экспортируемых Россией отрубей. Также в топ-5 экспортируемой продукции АПК в Турцию входит кукуруза, продажи которой в натуральном объеме выросли в 1,8 раза до 484 тыс. тонн стоимостью 81 млн долл.

Помимо этого, в 2,2 раза увеличены поставки ячменя (до 260 тыс. тонн), в 2,9 раза – соевых бобов (до 78 тыс. тонн) и в 2,4 раза – спирта (до 25 тыс. тонн). В декабре 2019 года Россия начала поставлять в Турцию сахар, и за 2020 год его было экспортировано 28 тыс. тонн на сумму 9,4 млн долл.

Турция имеет население численностью около 83 млн человек и, по данным IMF, входит в топ-20 экономик мира. Большая доля молодежи (средний возраст в стране – 31,4 года), а также высокий уровень урбанизации и увеличивающийся средний класс способствуют росту расходов на продукты питания и интереса к новым продуктам, в том числе импортным.

Отличительной особенностью Турции является развитая отрасль пищевой промышленности. В стране насчитывается более 48 тыс. пищевых предприятий и, по данным TurkStat, среди всех отраслей промышленности доля пищевой составляет около 15%. Отрасль не только во многом обеспечивает растущее внутреннее потребление, но и активно поставляет продукцию за рубеж.

Так, удачное географическое положение и протекционистская политика государства в отношении мукомольной отрасли позволили Турции значительно развить это направление: страна является крупным производителем и поставщиком муки, закупая зерно у причерноморских государств и экспортируя продукты его переработки. По данным ITC TradeMap, Турция является крупнейшим в мире экспортером пшеничной муки, продавая ее более чем в 100 стран. Похожая ситуация – в масложировой отрасли: в прошлом году Турция закупила около 539 тыс. тонн сырого подсолнечного масла и продала за рубеж 473 тыс. тонн уже переработанного продукта.

В то же время на развитие внутреннего производства и внешнеторговую деятельность Турции значительное влияние оказывают такие факторы, как рост курса доллара по отношению к турецкой лире, волатильность цен на сельскохозяйственную продукцию, инфляция на продовольственном рынке страны и внутриполитические проблемы.

Россия все последние годы является крупнейшим поставщиком сельхозпродукции и продовольствия в Турцию. В 2019 году республика ввезла продукции АПК на сумму почти 13 млрд долл., из которых на долю России пришлось 19,4%. Также в первую пятерку экспортеров агропродукции в Турцию входили Украина (11,1%), Бразилия (7,7%), Малайзия (4,5%) и США (3,2%).

По оценке Федерального центра «Агроэкспорт», из уже экспортируемых Россией в Турцию видов продовольствия наиболее приоритетными для наращивания поставок являются подсолнечное масло, кукуруза, зернобобовые культуры, отруби, растительный шрот и жмыхи, мороженая рыба, кондитерские изделия (шоколадные, мучные, сахаристые), минеральные и газированные воды, а также этиловый спирт.