Российский экспорт колбасных изделий превысил 50 млн долларов

В январе-августе 2020 года Россия экспортировала 26 тыс. тонн колбасных изделий и аналогичных продуктов, что на 36% больше аналогичного периода прошлого года (данные по ЕАЭС за январь-июль). В стоимостном выражении продажи за рубеж увеличились на 28% до 52 млн долл.

Покупателями российских колбас в текущем году являлись 25 стран, тем не менее крупнейшими импортерами остаются государства ближнего зарубежья. Так, поставки в Казахстан в текущем году выросли в стоимостном выражении – на 24% до 35 млн долл. Украина увеличила импорт в 1,5 раза до 3,7 тыс. тонн стоимостью 8,9 млн долл. (+47%). Отгрузки в Азербайджан выросли на 39% до 2,1 тыс. тонн на сумму 5,4 млн долл. (+30%).

Из стран дальнего зарубежья 13 тонн колбасных изделий экспортировано во Вьетнам, 3,9 тонны – в Южную Корею, 2,9 тонны – в Малайзию. В этом году российские экспортеры начали поставки в Панаму и Молдавию, впервые с 2016 года отгрузки возобновились в Норвегию и Индонезию.

В текущем году экспорт колбасных изделий из России продолжал развиваться в основном в направлении стран постсоветского пространства, где российская продукция пользуется весьма устойчивым спросом, рассказал «Агроэкспорту» представитель Группы «Черкизово» по вопросам экспорта Андрей Терехин. «Это, прежде всего, касается недорогих категорий, таких как сосиски, вареные и варено-копченые колбасы, хотя и премиальные бренды сырокопченой колбасы находят своего потребителя», – рассказал Терехин.

По его словам, пандемия коронавируса внесла заметные коррективы в динамику и характер поставок. С одной стороны, ожидания закрытия границ и ограничений на перемещение транспорта в начале пандемии стимулировали спрос со стороны местных дистрибуторов, в том числе на продукцию с длительными сроками хранения. С другой – были существенно ограничены возможности внутреннего перемещения продукции в рамках Таможенного союза. «Все это обеспечило, хоть и неравномерно, рост экспортных отгрузок. Кроме того, необходимость поиска новых рынков сбыта в условиях ограничения внутреннего спроса стимулировала российских производителей колбасных изделий агрессивно продвигать свою продукцию на рынках стран СНГ, расширяя рекламную деятельность, проводя промоакции и другие формы маркетинговых активностей», – добавил Терехин.

Еще одним фактором, способствующим увеличению продаж мясной гастрономии, стало возвращение к потреблению продуктов дома, в результате чего спрос сместился в сторону продуктов для домашнего приготовления и уже готовых продуктов, указала директор по маркетингу категории Мясная гастрономия Группы «ПРОДО» Наталья Яфизова. «Как следствие совокупные продажи «ПРОДО» за период карантинных мер увеличились на 16% к аналогичному периоду прошлого года, как на внутреннем рынке, так и на экспорт», – рассказала она «Агроэкспорту».

Перспективы России

По оценке Федерального центра «Агроэкспорт», в ближайшие годы рост мирового импорта колбасных изделий будет продолжаться. Этому будут способствовать рост располагаемых доходов населения в развивающихся странах и усиливающаяся тенденция на экономию времени при приготовлении домашних блюд. Кроме того, чтобы отвечать запросам потребителей на более здоровое питание, производители расширяют ассортимент, включая в него диетические продукты. Потенциал роста поставок есть как в страны Азии, где подушевое потребление невысоко, так и на европейские рынки, где импорт растет, а потребители готовы пробовать новые вкусы.

Перспективы дальнейшего увеличения российского экспорта есть и в страны ближнего зарубежья, где сохраняются потребительские предпочтения, сформировавшиеся еще во времена СССР. Кроме того, немаловажным фактором является логистическая близость рынков, а также отсутствие таможенных барьеров внутри ЕАЭС.

Так, группа «ПРОДО» еще задолго до принятия федерального проекта по наращиванию экспорта начала поставлять в Казахстан продукцию с расположенного в Омской области предприятия «Омский бекон». Также сибирские колбасные изделия продаются и на рынках других стран СНГ. «На постсоветском пространстве колбаса и сосиски — это популярные продукты с широкой аудиторией. А благодаря ассортименту, технологии производства которого берут свое начало в ГОСТах СССР, в странах СНГ российская колбаса воспринимается как своя», – пояснила Яфизова. Экспортному спросу способствуют и традиции мясного производства в России. «Технологическая консервативность в рецептурах продуктов, в хорошем смысле этого слова, позволяет России сохранить уникальный продукт, который востребован на внешних рынках», – подчеркнула она.

Одновременно «ПРОДО» смотрит и на другие экспортные рынки, в том числе азиатских стран. «Сибирские бренды обладают большим экспортным потенциалом: в восприятии зарубежных потребителей. Сибирь — это огромная нетронутая территория с хорошей экологией и заранее сибирская продукция воспринимается как экологичная», – обратила внимание Наталья Яфизова.

Группа «Черкизово» также расширяет ассортимент и активно осваивает новые рынки, такие как Узбекистан, Грузия и др. «В августе компания впервые вышла на экспортный рынок с готовой продукцией из мяса индейки под брендом «Пава-Пава» (ветчина, сосиски), получившей по итогам первых поставок в Азербайджан хороший отклик местных потребителей», – поделился Терехин. В 2021 году группа «Черкизово» рассчитывает увеличить экспорт колбасных изделий в натуральном выражении более чем на 30%. Кроме СНГ компания намерена наладить регулярные поставки в страны Юго-Восточной Азии, рассчитывает расширить список предприятий, допущенных к экспорту в Японию, Вьетнам и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона, надеется на успешное завершение переговоров по допуску российских колбасных изделий на рынок Китая.

По словам Натальи Яфизовой, в отличие от продукции малой степени переработки, в продажах мясной гастрономии необходима последовательная работа на рынке на протяжении многих лет с точки зрения занятия доли, развития брендов и вложений в их узнаваемость. «В то же время в периоды кризиса потребитель обычно становится более восприимчивым к чему-то новому, склонен пробовать новые продукты, новые бренды и новые услуги, поэтому сейчас перед производителями открывается возможность оказаться в нужном месте и с нужным продуктом», – уверена она.

Мировой рынок

В совокупных объемах, по оценке IndexBox, крупнейшим рынком колбасных изделий в мире является Китай, где ежегодно потребляется около 11 млн тонн колбас. Также в тройку лидеров входят Индия (3,3 млн тонн) и Бразилия (3,1 млн тонн).

Несмотря на то, что государства стремятся обеспечить спрос за счет внутреннего производства, глобальная торговля колбасными изделиями в последние годы демонстрирует значительный рост. По данным ITC Trade Map, за последнее десятилетие мировой импорт увеличился на 44% и в 2019 году превысил 5 млрд долл. Ведущими экспортерами колбасных изделий являются страны Евросоюза и США: в прошлом году Германия экспортировала данного продукта на 774 млн долл., США – на 616 млн долл., Италия – на 548 млн долл.

Что касается импортеров, то самые большие объемы по итогам 2019 года были поставлены в Великобританию (642 млн долл.), Германию (610 млн долл.) и Францию (341 млн долл.). За пределами Европы крупными покупателями являются Канада (216 млн долл.), Япония (190 млн долл.), Мексика (175 млн долл.).