Экспорт кормов для домашних животных вырос в 1,5 раза в 2020 году

В январе-августе Россия экспортировала 79 тыс. тонн кормов для собак и кошек, что на 72% выше аналогичного прошлогоднего периода (данные по ЕАЭС за январь-июль). В стоимостном выражении поставки увеличились на 53% до 99 млн долл.

В последние годы число стран, закупающих российские корма для непродуктивных животных, увеличивалось. Если в 2017 году перечень импортеров включал 19 государств, то в 2019 – 22, а в январе-августе 2020 – уже 27. Основными покупателями являются страны ближнего зарубежья. Треть экспортируемых кормов для собак и кошек было отправлено в Беларусь (20 тыс. тонн на 34 млн долл.), 20% – в Казахстан (20 тыс. тонн на 19 млн долл.), 10% – Украину (6,2 тыс. тонн на 10 млн долл.).

В этом году поставки начались в Бельгию (218 тонн), Нидерланды (173 тонны) и Чехию (74 тонны), а также Вьетнам и Болгарию. Кроме того, в июне Россельхознадзор согласовал возможность поставок кормовых добавок и термически обработанных кормов для домашних животных из России в Гонконг.

Глобальный рынок кормов для домашних животных растет динамичными темпами. В 2018 году, по данным Euromonitor, он составил 91 млрд долл., что на 31% больше показателя 2013 года. Такой рост обусловлен ростом численности домашних питомцев, в первую очередь, в развивающихся странах, а также постепенным замещением использования остатков пищи готовыми кормами в рационе питания животных. Стареющее население и рост числа бездетных семей также способствует увеличению числа домохозяйств, имеющих домашних животных.

Как следствие активно растет и глобальная торговля готовыми кормами для собак и кошек. По данным ITC Trade Map, импорт кормов за последние пять лет увеличился на 30% и в 2019 году достиг рекордной величины в 14,9 млрд долл. Крупнейшими экспортерами являются Германия, США, Франция, Таиланд, Нидерланды, на которые в совокупности приходилось около 50% мирового экспорта продукта.

Одновременно Германия и США, а также Великобритания, Канада и Франция – ведущие импортеры готовых кормов для собак и кошек в стоимостном выражении. В том числе Германия ввезла данной продукции на 1,5 млрд долл., США – на 1 млрд долл., Великобритания – на 928 млн долл.

Согласно оценке Statista, в 2020 году мировой рынок кормов для домашних животных достигнет почти 96 млрд долл., а в период 2020-2025 годов будет расти со среднегодовым темпом роста 4,8%.

При этом спрос на готовые корма в развивающихся странах растет значительно более быстрыми темпами, чем в развитых. Если в 2014 году, по данным ITC Trade Map, менее 18% мирового импорта приходилось на развивающиеся государства, то в 2019 году эта доля превысила 21%.

Таким образом, по оценке Федерального центра «Агроэкспорт», помимо развития экспорта в ближнее зарубежье в перспективе Россия может диверсифицировать поставки за счет рынков развивающихся стран, в том числе азиатских. В развивающихся странах наблюдаются те же тренды в сторону увеличения численности домашних животных и их «очеловечивания» (отношения к питомцу как к члену семьи), при этом удельные расходы на готовые корма пока низки, а диета значительной доли питомцев по-прежнему состоит из остатков пищи, а не специализированных продуктов. Это формирует высокий потенциал роста рынков готовых кормов в ближайшие годы.

Так, в Китае за 2015-2019 годы процент семей, имеющих собак, вырос на 40%, а кошек – на 131%. В стране в последние годы наблюдается всплеск популярности кошек, особенно среди молодежи в крупных городах, а в социальных сетях есть множество блогов, которые хозяева ведут от имени своих питомцев. Это приводит к динамичному росту объема рынка кормов, который в том числе покрывается за счет импорта. В прошлом году ввоз готовых кормов для кошек и собак в КНР увеличился до 308 млн долл., в то время как еще в 2014 составлял лишь 9 млн долл. На других рынках Восточной Азии (Япония, Южная Корея, Тайвань, Гонконг) число владельцев кошек также демонстрирует стабильный рост, особенно в условиях высокой плотности населения. При этом рост доходов формирует увеличение спроса на органическую, сбалансированную и высококачественную продукцию.