Более 500 человек приняли участие в открытом семинаре «Экспорт продукции АПК: сертификация и стандарты»

23 сентября состоялся открытый семинар «Экспорт продукции АПК: сертификация и стандарты», организованный Федеральным центром «Агроэкспорт» совместно с АО «Россельхозбанк». Мероприятие собрало более 500 человек, из которых 350 участвовали в режиме онлайн.

В семинаре приняли участие руководители Минсельхоза России, Россельхозбанка, Россельхознадзора, представители российских компаний-производителей, а также российские и зарубежные эксперты в области сертификации и аккредитации предприятий на экспорт. Модератором выступил президент консалтинговой компании Agrifood Strategies Альберт Давлеев.

Семинар открыл заместитель Министра сельского хозяйства России Сергей Левин, отметив, что в 2020 году российский экспорт АПК несмотря на ограничительные меры в условиях пандемии коронавируса демонстрирует положительную динамику. Для сохранения устойчивого развития необходимо обеспечить соответствие отечественной продукции возрастающим требованиям внешних рынков. К ним относятся религиозная и органическая сертификация, стандарты безопасности НАССР, а также условия, предъявляемые к поставщикам продукции в сегмент общественного питания.

Директор Департамента развития экспорта продукции АПК Минсельхоза России Роман Чекушов рассказал о механизме компенсации затрат на сертификацию продукции АПК для внешних рынков.

Директор Департамента поддержки операций на финансовых рынках АО «Россельхозбанк» Андрей Трусов напомнил, что перед российским АПК стоит задача двухкратного роста экспорта, а для этого необходимо, чтобы на международный рынок выходило как можно больше отечественных компаний из самых разных сегментов АПК. Для Россельхозбанка всесторонняя поддержка таких компаний – одна из стратегических задач, заверил он. «Только сначала этого года банк профинансировал экспортеров на общую сумму более 245 млрд рублей. Помимо кредитного финансирования банк предлагает сложно-структурированные продукты для внешнеэкономической деятельности, полный спектр услуг для ведения международного бизнеса и другие механизмы для наращивания объема поставок», – перечислил Андрей Трусов.

Представители Россельхознадзора подробно рассказали о порядке аттестации предприятий и получении разрешений на вывоз продукции за рубеж. Как отметил советник руководителя Россельхознадзора Василий Лавровский, данный вид сертификации относится к безопасности и напрямую связан с репутацией страны на международной арене.

В связи с распространением Covid-19 внимание к безопасности и исполнению стандартов качества еще более усилилось, указал руководитель Управления экспорта ТД «Черкизово» Андрей Терехин. «Вопросы международной сертификации и стандартизации традиционно играли и продолжают играть существенную роль в вопросах развития экспорта продукции АПК. Однако на фоне пандемии коронавируса и связанного с ней роста протекционизма и приоритета национальных интересов в международной торговле решение этих задач приобретает особое значение – как в политическом, так и техническом аспектах», – подчеркнул Терехин.

«Когда вы выходите на экспорт – будьте готовы «играть в команде», поскольку негативные результаты аудита на одном предприятии могут поставить под угрозу экспортные поставки всей отрасли», – поделился заместитель генерального директора по техническому регулированию «Дамате» Константин Карамышев.

Вторая часть семинара была посвящена практическим аспектам сертификации, в том числе религиозной сертификации, сертификации органической продукции, а также международной системе сертификации HACCP и стандартам, которые действуют в секторе общественного питания.

О сертификации продукции АПК по стандартам «Халяль» рассказал директор центра Халяль SFDA (Саудовская Аравия), доктор Юсиф Салем Алхарби. Он отметил, что данный вид сертификации важен не только при поставках в страны Персидского залива, но и ряд африканских и азиатских стран. При этом стандарты изменяются и совершенствуются, и в этой работе представители SFDA находятся в постоянном контакте с российскими коллегами. «Чтобы получить сертификат «халяль» для экспорта в Саудовскую Аравию компания должна отвечать стандартам GSO. В ходе своего последнего визита в Москву, я отметил, что многие российские компании знают об этих стандартах, а некоторые уже начали их внедрять», – отметил Алхарби.

Другим направлением религиозной сертификации является «Кошер». При этом если халяльную продукцию необходимо сертифицировать отдельно в каждую страну, то в случае с кашрутом выдается сертификат, действующий во всем мире, заметила заместитель генерального директора по маркетингу и рекламе ПАО «Абрау-Дюрсо» Гульнара Талипова. «В России сертификацией занимается департамент кашрута Главного раввината России. Этот департамент — единственная организация, официально зарегистрированная в России, которая оказывает такие услуги в соответствии с международными стандартами», – уточнила она.

Еще одним перспективным направлением для российского АПК является увеличение поставок на внешние рынки продукции, изготовленной по стандарту «Органика». Россия стремится занять 5% в мировом рынке органических продуктов, и наибольший интерес у российских производителей органики вызывает европейский рынок, акцентировала заместитель руководителя Российской системы качества Елена Саратцева. «Роскачество в этом году подало заявку в немецкий орган по аккредитации органики DakkS. Наличие в России ведомства, сертификат которого на органику будет официально признан Еврокомиссией, поможет существенно нарастить экспортный потенциал российской продукции, так как для отечественных предприятий пройти сертификацию в России будет проще и дешевле», – оценила Саратцева.

Менеджер отдела контроля качества «Макдоналдс» в России Владислав Соломатов рассказал о стандартах сертификации продукции для сектора общественного питания. Так, например, российские производители, прошедшие сертификацию в «Макдоналдс», попадают в общий реестр поставщиков и могут отправлять свою продукцию в другие страны, где есть рестораны «Макдоналдс». «В частности, российская сертификация принимается во всех странах ЕАЭС, Европейском союзе, азиатских и арабских странах», – подчеркнул он.

Представители российских компаний смогли задать вопросы выступающим как напрямую в зале, так и в онлайн-режиме на платформе Zoom. Все материалы и видеозапись семинара в ближайшее время будут размещены в разделе Мероприятия Агроэкспорта.