Стратегическая сессия «Экспорт российской масложировой продукции в Индию и Китай: стратегия успеха» собрала более 200 участников

10 сентября состоялась стратегическая сессия «Экспорт российской масложировой продукции в Индию и Китай: стратегия успеха», организованная Федеральным центром «Агроэкспорт» совместно с Масложировым союзом России. Мероприятие собрало на онлайн-площадке более 200 участников – руководителей Минсельхоза России и региональных органов управления АПК, представителей ведущих российских производителей и экспертов отрасли.

В ходе мероприятия были представлены основные выводы Концепций продвижения российской масложировой продукции на рынки Китая и Индии, разработанных «Агроэкспортом» совместно с отраслевым и экспертным сообществом.

Начиная с 2018 года Китай является крупнейшим покупателем российской масложировой продукции, за последние четыре года объем продаж в эту страну увеличился в 6,5 раза. На индийском рынке российские компании начали активно укрепляться в 2019 году, в результате чего по итогам прошлого года страна впервые вошла в топ-10 крупнейших покупателей российской масложировой продукции, а в первом полугодии 2020 года поднялась на 3 место. В январе-июне на Китай приходилось 23% всего стоимостного объема экспорта в этой категории, на Индию – 8,4%. Эти страны являются крупнейшими импортерами масложировой продукции, совокупная доля Индии и КНР по итогам 2019 года составила 22% от общего мирового импорта.

В своем вступительном слове Заместитель Министра сельского хозяйства России Сергей Левин отметил, что доходы населения в Китае и Индии неуклонно растут, и потребители постепенно переходят от более дешевых видов растительных масел к подсолнечному. «Мы полагаем, что в ближайшие годы Китай ощутимо увеличит импорт именно этого продукта, а Индия будет наращивать закупки подсолнечного масла даже быстрее, чем Китай», – заявил Левин.

Руководитель Федерального центра «Агроэкспорт» Дмитрий Краснов напомнил, что перед масложировой отраслью поставлена амбициозная задача по увеличению объема экспорта, и достичь ее возможно лишь при долгосрочном экспортном планировании. «Для нас приоритетными являются рынки Китая и Индии, на которых необходимо обеспечить долгосрочное присутствие и наращивание доли российской масложировой продукции. К 2024 году совокупный объем поставок подсолнечного масла на эти рынки может составить 1,8 млн тонн», – акцентировал Краснов. Он указал, что при разработке Концепций была подробно изучена специфика рынков Китая и Индии и построены прогнозы развития основных их сегментов, на основе которых была определена приоритетная модель российского присутствия и обозначены ключевые факторы успешной работы. «Мы должны обеспечить достаточный и ритмично поставляемый объем масложировой продукции стабильного качества. Дать такой объем по конкурентоспособной цене без формирования больших партий, сокращения логистических издержек – не сможет ни одно, даже самое крупное предприятие. Требуется эффективная кооперация», – подчеркнул он.

В течение 2019 года Россия активно нарастила экспорт подсолнечного масла в Индию и потенциал далеко не исчерпан, заметил модератор стратегической сессии, исполнительный директор Масложирового союза Михаил Мальцев. Реализации этого потенциала способствует господдержка отрасли, уровень которой никогда ранее не был таким высоким. «Выражаю огромную благодарность Минсельхозу, который осуществляет масштабную поддержку не только масложировой отрасли, но и производителей масличных. Формы господдержки и объемы выделяемых средств беспрецедентны и крайне важны для развития отрасли», – признал Мальцев.

Директор Центра компетенций в АПК компании КПМГ Илья Строкин рассказал, что в 2019 году на Индию и КНР приходилось 29% от мирового потребления пищевых масел в натуральном выражении, причем максимальный прирост показывает именно подсолнечное масло. Ожидается, что среднегодовые темпы роста его потребления в этих странах в период до 2024 года составят более 7%.

Подсолнечное масло считается в Индии более полезным и здоровым продуктом, подтвердил руководитель агропрактики КМПГ в Индии Шринивас Кучибхотла. «Именно это восприятие повлияло на рост объема потребления подсолнечного масла. Мы видим, что спрос на подсолнечное масло на индийском рынке растет. Ожидаем, что к 2024 году рынок подсолнечного масла в Индии может достичь 6 млн тонн, увеличившись с нынешней отметки в 2,4 млн тонн. При этом зависимость от импорта останется свыше 90%», – оценил он.

Представители отрасли поделились своим опытом работы на китайском и индийском рынках и особенностями ведения бизнеса на них. Группа «Благо» несколько лет назад выделила Китай как отдельное экспортное направление, и по результатам 2019 года стала одним из лидеров по объемам поставок как бутилированного, так и наливного масла в эту страну. «Этот рынок обладает большим потенциалом, но, безусловно, требует своего подхода: начиная с проработки новых уникальных логистических маршрутов и заканчивая созданиям этикетки, адаптированной под вкусы китайских потребителей», – подчеркнул директор по маркетингу ГК «Благо» Кирилл Мельников. А независимый эксперт отрасли Илья Ильюшин помимо работы над логистической инфраструктурой указал на важность консолидации объемов при экспортных продажах. На рынки Китая и Индии отгружаются партии в 35-40 тыс. тонн, и практически ни один из российских производителей не сможет самостоятельно обеспечить стабильные объемы таких поставок, уверен Ильюшин.

Участники стратегической сессии поддержали основные выводы Концепций, обсудили перспективы производства масложировой продукции в следующем сезоне, а также смогли задать вопросы спикерам.

Все материалы и видеозапись конференции в ближайшее время будут размещены в разделе Мероприятия Агроэкспорта.

Меню