Итоги полугодия: российский агроэкспорт вырос на 18%

По итогам первого полугодия 2020 года Россия поставила на внешние рынки 31 млн тонн продукции АПК стоимостью более 13 млрд долл., что на 2 млрд долл. или на 18% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года*. Драйверами роста стали растительные масла и зерновые культуры, а также значительный рост зафиксирован в экспорте мясной продукции и сахара.

Положительную динамику продемонстрировали все основные группы товаров, за исключением рыбы и морепродуктов, где мировое сокращение спроса, приостановка работы зарубежных предприятий и изменения в логистике привели к снижению цен. Как следствие, несмотря на рост отгрузок рыбной продукции в физическом выражении, в стоимостном показатель снизился.

По данным ФТС России, в январе-июне российский экспорт продукции АПК осуществлялся в 149 стран. Ведущим покупателем в 2020 году остается Китай, импортировавший 2,2 млн тонн российского продовольствия на сумму 1,9 млрд долл., что на 35% больше аналогичного периода 2019 года. Благодаря этому доля КНР в общем объеме агроэкспорта России увеличилась до 15% против 13% по итогам всего прошлого года. На втором месте располагается Турция (1,5 млрд долл., +42%), на третьем – Казахстан (974 млн долл., +20%).

Зерно

В январе-июне текущего года российский экспорт зерновых культур увеличился в физическом объеме на 25% до 17,6 млн тонн, в стоимостном – на 16% до 3,6 млрд долл. Позитивную динамику показали все основные позиции в данной категории — пшеница, кукуруза, ячмень.

В том числе за рубеж поставлено 12,7 млн тонн пшеницы на сумму 2,7 млрд долл. В денежном выражении отгрузки выросли на 16% по сравнению с первыми шестью месяцами 2019 года. В физическом выражении динамика оказалась выше, составив почти 20%. Экспорт кукурузы вырос в стоимостном выражении на 38% до 459 млн долл., а в физическом – на 68% до 2,6 млн тонн. Ячменя вывезено 2,1 млн тонн (+33%) стоимостью 381 млн долл. (+11%).

Зерно является лидирующей позицией российского аграрного экспорта, на долю которого в январе-июне пришлось 27% поставок (по итогам 2019 г. – 31%).

Крупнейшими странами-покупателями российского зерна в 2020 году остаются Турция и Египет, нарастившие поставки на 44% и на 6% соответственно. На Турцию в первой половине текущего года приходилось около 25% всех российских продаж пшеницы, на Египет – около 20%. Кроме того, Турция в 2,7 раза до 79 млн долл. увеличила импорт российской кукурузы и вдвое до 39 млн долл. – ячменя.

На третье место среди импортеров российского зерна в 2020 году вышла Саудовская Аравия. Королевство является ведущим покупателем российского ячменя, экспорт которого за полгода вырос в 2,1 раза до 140 млн долл. Кроме того, весной начались поставки пшеницы, в апреле-июне отгружено 123 тыс. тонн злака на сумму 27 млн долл.

Также следует отметить Вьетнам, поднявшийся в списке покупателей российского зерна сразу на 4-е место, тогда как по итогам 2019 года занимал лишь 13-ю строчку. За шесть месяцев текущего года азиатская страна импортировала из России 383 тыс. тонн кукурузы и 277 тыс. тонн пшеницы на общую сумму 130 млн долл.

Масложировая продукция

После рекордного урожая масличных 2019 года экспорт продукции масложировой отрасли в первой половине 2020 года увеличился на 31% до 2,5 млрд долл.

В том числе отгрузки подсолнечного масла выросли на 38% до 1,5 млрд долл., соевого – на 49% до 283 млн долл., рапсового – на 13% до 242 млн долл. Шрота и жмыха в первом полугодии продано за рубеж 1,6 млн тонн на сумму 373 млн долл., что на 18% выше аналогичного периода 2019 года.

Ведущим импортером российской масложировой продукции в этом году остается Китай, который за шесть месяцев нарастил закупки втрое до 577 млн долл. Почти половина этого объема пришлась на подсолнечное масло, импорт которого вырос в 3,8 раза до 282 млн долл. (402 тыс. тонн) против 75 млн долл. (109 тыс. тонн) в январе-июне 2019 года. Экспорт в Китай соевого масла увеличился в 6,6 раза до 182 млн долл. (249 тыс. тонн), рапсового – на 43% до 104 млн долл. (117 тыс. тонн). Кроме того, Россия поставила в КНР первые 15 тыс. тонн соевого шрота и 2,2 тыс. тонн подсолнечного шрота на общую сумму 7,5 млн долл.

Вторую позицию среди импортеров сохраняет Турция, нарастившая поставки масложировой продукции из России на 19% до 308 млн долл. (672 тыс. тонн). За январь-июнь республика импортировала 378 тыс. тонн российского подсолнечного масла на сумму 255 млн долл., что на 29% больше аналогичного периода 2019 года, а также 294 тыс. тонн шротов и жмыхов на 53 млн долл. (-13%).

На третье место вышла Индия, которая в этом сезоне значительно увеличила закупки растительных масел из России. За шесть месяцев в страну экспортировано 309 тыс. тонн подсолнечного масла на 209 млн долл. против лишь 43 тыс. тонн на 28 млн долл. за аналогичный период 2019 года. Кроме того, Индия импортировала 6,6 тыс. тонн соевого масла стоимостью 4,1 млн долл., в то время как в 2019 году его отгрузки из России не осуществлялись.

Также в первом полугодии на 30% Россия нарастила экспорт масложировой продукции в Узбекистан, на 45% – в Латвию, на 12% – в Норвегию, на 87% – в Афганистан.

Кроме того, за январь-июнь Россия экспортировала 845 тыс. тонн семян подсолнечника стоимостью 313 млн долл. (в 2,9 раза больше шести месяцев прошлого года), 639 тыс. тонн соевых бобов на 213 млн долл. (в 2 раза больше) и 156 тыс. тонн семян льна на 69 млн долл. (-6%).

«Сегодня российская масложировая продукция завоевывает новые рынки. Так, 2020 год оказался знаковым для экспортеров шротов – наконец открылся рынок Китая», – рассказал «Агроэкспорту» исполнительный директор Масложирового союза России Михаил Мальцев. В целом прогнозируемый союзом экспорт растительных масел и шротов в 2020 году составит 8,53 млн тонн, это на 23% больше, чем годом ранее. «Самой весомой строкой в структуре экспорта масложировой продукции остается подсолнечное масло. Россия – второй по значимости поставщик этого вида масла на мировом рынке. По нашим прогнозам, общий экспорт российского подсолнечного масла в 2020 году составит 3,96 млн тонн, что на 28% больше, чем в 2019 году. Во многом это стало возможным благодаря принятию мер по ограничению вывоза «семечки», которые позволили не допустить резкого падения загрузки перерабатывающих мощностей», – уверен Мальцев. Он добавил, что потенциал по производству подсолнечного масла реализован далеко не полностью: объем российских производственных мощностей намного превышает текущий объем урожая масличных.

Рыбная продукция

Рыбы и морепродуктов Россия продала за границу 1,2 млн тонн стоимостью 2,4 млрд долл. В стоимостном выражении экспорт снизился по сравнению с январем-июнем 2019 года на 5,8%, однако в физическом – вырос на 5,1%.**

В структуре экспортных продаж в стоимостном выражении около 58% приходилось на мороженую рыбу, 26% – ракообразные, представленные главным образом крабами, 11% – рыбное филе, 1,4% – консервированную рыбу и икру, 1,3% – моллюски. Таким образом, по сравнению с прошлым годом экспорт мороженой рыбы увеличился на 6 п.п., рыбного филе – на 3 п.п. при одновременном снижении доли ракообразных на 8 п.п.

По данным ФТС России, российский экспорт рыбы в стоимостном выражении снизился во все страны, входящие в первую тройку ее покупателей. Так, отгрузки в Китай, основной импортер российской мороженой рыбы, сократились на 2,5%, в Республику Корея (ведущий покупатель ракообразных и рыбного филе) – на 3,6%, в Нидерланды – на 29%. В то же время Япония, напротив, увеличила ввоз на 30% благодаря росту импорта ракообразных и мороженой рыбы, Беларусь – на 6% за счет увеличения объема охлажденной и мороженой рыбы.

В первом полугодии 2020 года доходность российского рыбного экспорта действительно снизилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, подтверждает президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев. «Глобальное снижение спроса, приостановка работы рыбоперерабатывающих предприятий, изменение логистических цепочек привели к снижению мировых цен на рыбопродукцию и соответственно финансовых показателей экспорта», – отметил «Агроэкспорту» Зверев.

Он пояснил, что в этом году старт минтаевой путины в Охотском море совпал с пиком пандемии в Китае: китайские рыбоперерабатывающие заводы открылись на три недели позже ожидаемого, из-за чего сдвинулись поставки продукции из минтая и снизились цены на минтай на мировых рынках. «Распространение инфекции в Европе и США, которые считаются основными конечными рынками потребления минтая, усилило тенденцию снижения цен. Сократились цены и объем реализованной икры минтая», – добавил Зверев.

Однако больше всего пандемия ударила по мировым рынкам премиальной рыбопродукции, в том числе ракообразным. «Как известно, Китай является одним из основных рынков потребления живого краба. Традиционно новогодние праздники в Китае – это сезон высокого спроса на этот деликатес. Так как в этом году в период новогодних праздников в Китае были закрыты рестораны и центры развлечений, спрос на российского краба снизился, поэтому закупки в начале года были ниже ожидаемого», – рассказал Зверев. Однако, по его словам, в мае-июне ситуация стабилизировалась. «Так, например, российские поставки живого краба в Китай в июне превысили прошлогодние. Уровень цен также был значительно выше, чем в июне 2019 года, что позволяет достаточно высоко оценить перспективы продаж на китайском рынке. Аналогичная ситуация с российским экспортом живого краба в Республику Корея», – указал Зверев. По его словам, экспортный спрос начинает медленно восстанавливаться, но остается нестабильным.

Мясная и молочная продукция

В январе-июне Россия отгрузила на внешние рынки 343 тыс. тонн мясной и молочной продукции стоимостью 564 млн долл. – в 1,7 раза больше аналогичного периода 2019 года. Лидирующие позиции в данной категории занимает мясо птицы, экспорт которого вырос в 2,2 раза до 223 млн долл. (145 тыс. тонн), в первую очередь благодаря почти десятикратному росту продаж в Китай.

В 2,4 раза до 140 млн долл. (86 тыс. тонн) увеличился экспорт свинины, во многом за счет открытия вьетнамского рынка в конце 2019 года. За полгода Россия отгрузила в азиатскую страну 22 тыс. тонн свинины на 46 млн долл. Кроме того, в 2,4 раза до 29 млн долл. (24 тыс. тонн) нарастил закупки российской свинины Гонконг.

Экспорт российской говядины увеличился в 1,9 раза до 22 млн долл. (4,9 тыс. тонн), причем список ее импортеров возглавил Китай, рынок которого открылся в начале 2020 года. В январе-июне в КНР ввезено 2,1 тыс. тонн российской говядины на 8,4 млн долл.

В 2,3 раза до 5,1 млн долл. увеличились отгрузки молочной сыворотки, на 76% до 7,2 млн долл. – сливочного масла, на 19% до 28 млн долл. – молока и сливок, на 14% до 34 млн долл. – мороженого. В том числе поставки российского мороженого в Казахстан выросли на 34% до 14 млн долл., Китай – на 36% до 3,6 млн долл., США – в 7,6 раза до 3 млн долл.

На динамику поставок мяса в этом году оказывали влияние два ключевых фактора – спрос в странах Юго-Восточной Азии и снижение обменного курса рубля, прокомментировал «Агроэкспорту» президент компании «Agrifood Strategies» Альберт Давлеев. «Спрос на российское мясо птицы и свинину на азиатских рынках продолжает оставаться высоким из-за пока нерешенной проблемы насыщения мясом китайского рынка, а снижение обменного курса рубля сделало нашу продукцию более привлекательной с точки зрения цены», – напомнил эксперт. Одновременно он отметил расширение поставок на Ближний Восток. «Несколько российских компаний начали экспорт мяса птицы в Саудовскую Аравию, Кувейт и увеличили поставки в ОАЭ, хотя в общем объеме доля этих стран пока незначительна. Также знаковым событием стало начало поставок российской говядины в Бразилию, являющуюся крупнейшим производителем и поставщиком мясной продукции в мире», – отметил Давлеев.

По его словам, немаловажным фактором для развития экспорта во втором полугодии станет решение вопроса поставок российской мясной и молочной продукции железнодорожным транспортом в Китай, особенно в северные, северо-западные и центральные его провинции.

Продукция пищевой и перерабатывающей промышленности

Российский экспорт продукции пищевой и перерабатывающей промышленности за полгода показал рост на 25% до 2,1 млрд долл. Такую динамику во многом обусловили отгрузки сахара, увеличившиеся в 4,8 раза до 314 млн долл. и свекловичного жома (104 млн долл., +58%). Кроме того, положительную динамику продемонстрировала табачная продукция, экспорт которой вырос на 19% до 276 млн долл. за счет увеличения отгрузок в Казахстан, Сербию, Турцию, Беларусь и ряд других стран.

Продажи за рубеж кондитерских изделий в физическом объеме увеличились на 2,6% до 277 тыс. тонн, однако в стоимостном – уменьшились на 2% до 556 млн долл. В том числе на 7% до 276 млн долл. снизились отгрузки шоколада и на 2,3% до 78 млн долл. – сахаристых кондитерских изделий, в то время как стоимость экспорта мучных изделий выросла на 5,9% до 203 млн долл.

Ведущими покупателями российской продукции пищевой и перерабатывающей промышленности традиционно являются государства постсоветского пространства – Казахстан, доля которого выросла до 24% против 20% по итогам 2019 года, и Беларусь (12%, + 2 п.п.). На третье место преимущественно благодаря закупкам сахара в этом году поднялся Узбекистан.

*с учетом данных по ЕАЭС за январь-июнь

**данные ФТС и по форме 8-ВЭС-рыба за январь-июнь