В 2019 году российский экспорт водки увеличился на 8% до 162 млн долл. к уровню 2018 года. В физическом выражении объем поставок достиг почти 2,4 млн декалитров (дал) в пересчете на 100% спирт. По сравнению с 2015 годом продажи за рубеж выросли примерно на 30% в натуральном объеме и на 36% – в денежном.
В январе-июне 2020 года экспорт в натуральном выражении увеличился на 2,9% к аналогичному прошлогоднему показателю до 876 тыс. дал в пересчете на 100% спирт, однако в стоимостном выражении сократился на 3% до 61 млн долл. (данные по ЕАЭС за январь-апрель). На реализацию алкогольной продукции повлияла пандемия коронавируса, поясняет президент Союза производителей алкогольной продукции (СПАП), вице-президент ГК «Руст» Игорь Косарев.
«Дело в том, что помимо стабильно работающего во время пандемии канала сетевой розницы другие каналы оказались частично или полностью заблокированы. Один из этих каналов – on-trade или HoReCa: бары, рестораны и клубы не работали несколько месяцев, а после открытия темпы возврата к тем уровням посещения, какие были до пандемии, не отличаются высокой скоростью, что связано с утвержденными нормами дистанцирования для посетителей», – рассказал «Агроэкспорту» Косарев. Еще один канал, показавший рекордное падение – GTR (global travel retail/duty free). «Очевидно, при сокращении авиасообщения между странами не стоило ожидать каких бы то ни было продаж», – добавил Косарев.
Однако экспортные объемы обязательно восстановятся. «Динамика роста в канале on-trade, как и в случае с авиационным сообщением, будет прямо пропорциональна динамике снятия карантинных ограничений», – уверен он.
В прошлом году покупателями российской водки являлись 76 стран. В топ-3 импортеров в последние годы входят Латвия, Германия и Великобритания. Первая в 2019 году ввезла российского алкогольного напитка на сумму 26 млн долл., что на 6,1% меньше объема 2018 года, ставшего максимальным за 10 лет. В то же время Великобритания увеличила закупки на 15% до 25 млн долл., а Германия – на 0,6% до 23 млн долл.
В топ-10 стран-импортеров российской водки также входили Армения, Казахстан, Украина, США, Литва, Израиль и Болгария.
Мировой рынок
Водка является одним из ключевых продуктов мирового рынка крепкого алкоголя наряду с виски. Глобальное производство виски оценивается на уровне 365 млн дал, водки – 335 млн дал. Следующие за ними ром, бренди и джин значительно меньше по объемам выпуска и являются скорее локальными.
В стоимостном выражении объем мирового рынка водки превышает 40 млрд долл. По данным Statista, в 2020 году он будет равен 42 млрд долл., и в 2020-2023 годах ежегодно будет увеличиваться на 8%. Среднее потребление напитка в мире оценивается на уровне 0,3 литра на человека в год.
По подсчетам агентства IWSR, 54% мировых продаж водки в физическом объеме приходились на страны СНГ, 23% – Северную и Южную Америку, 16% – европейские страны. Доля продаж в Азии (4%), а также в странах Африки и Ближнего Востока (2%) пока невысока, однако, как ожидается, будет увеличиваться, в том числе за счет распространения коктейльной культуры, где водка играет важную роль.
По данным ITC Trade Map, в 2019 году мировой импорт водки (ТН ВЭД 220860) оценивался в 3,2 млрд долл. Более 46% этого объема приходилось на США (1,5 млрд долл.), также в список крупнейших покупателей входили Великобритания (146 млн долл.), Франция (128 млн долл.), Германия (123 млн долл.) и Канада (117 млн долл.).
Среди экспортеров водки Россия занимала третье место с долей 7,4%, значительно уступая Швеции (21%) и Франции (19%).
Перспективы России
Потенциал российского экспорта водки оценивается высоко ввиду ее восприятия в мире как исконно русского продукта. Из 100 ведущих брендов на международных рынках 18 так или иначе ассоциируются с Россией, однако лишь 1 из них принадлежит российской компании, тогда как остальными 17 брендами владеют предприятия Великобритании, США, Франции, Германии и Бразилии.
Согласно прогнозу СПАП, экспорт водки из России можно увеличить до 500 млн долл., то есть в 3 раза по сравнению с показателем 2019 года. По мнению Косарева, российские производители алкоголя в перспективе могут занимать лидирующие позиции на международных рынках, продвигая «русскую водку». «Русская водка» обладает уникальной историей и отвечает глобальному тренду аутентичности, что может служить сильной платформой для развития экспортного потенциала», – добавляет он.
С 1 января 2020 вступили в силу поправки в статью 78 Бюджетного кодекса России, в рамках которых у производителей подакцизной алкогольной продукции появилась возможность субсидирования процентных ставок по кредитам, полученным для развития производства экспортного алкоголя. Также, по мнению СПАП, для развития экспорта необходимо распространить на алкоголь инструменты господдержки, действующие в других отраслях АПК, среди которых льготное кредитование в рамках постановления правительства №1528, транспортные субсидии в рамках постановления №1104, маркетинговая поддержка и содействие в защите интеллектуальной собственности.