Группа «Черкизово» увеличила экспорт на 78%

Группа «Черкизово» в 2019 году увеличила продажи на внешних рынках на 78% до 5,7 млрд рублей без учета НДС (88 млн долл. по среднегодовому курсу ЦБ). Наиболее значительный прирост показали поставки за рубеж курицы: в физическом выражении они увеличились на 50% до 34 тыс. тонн, в денежном – на 131% до 3,8 млрд рублей (59 млн долл.).

Компания объясняет такую динамику открытием китайского рынка для российской птицеводческой продукции в конце 2018 года. По итогам прошлого года «Черкизово» экспортировало в КНР 14 тыс. тонн курицы. Это более 40% от общего объема отгрузок.

«С момента открытия Китая мы взвешенно и внимательно подходили к организации поставок на этот перспективный рынок, понимая при этом необходимость неукоснительного выполнения высоких требований китайских таможенных и ветеринарно-санитарных служб. Данный подход позволил клиентам компании избежать, особенно на начальном этапе, проблем при прохождении таможенного оформления продукции в портах, которые испытывали многие российские поставщики, а также затрат по ее хранению», – рассказал «Агроэкспорту» руководитель управления экспорта ТД «Черкизово» Андрей Терехин.

С середины прошлого года группа динамично наращивала объемы экспорта на китайский рынок, начиная с 500 тонн в мае и завершая объемом в 4,5-4,7 тыс. тонн в ноябре-декабре 2019 года. Одновременно за этот период был значительно расширен ассортимент: к традиционно поставляемым на китайский рынок куриным лапам и крыльям были добавлены голень, бедро, окорочок, филе грудки индивидуальной заморозки. В 2020 году «Черкизово» планирует добавить в ассортимент позиции мяса индейки, а также куриной разделки, в том числе для розничных сетей и предприятий общественного питания КНР.

С целью развития внешних продаж «Черкизово» активно использует практику адаптации производства под запросы зарубежных рынков. «Куриные лапки, свиные ножки и уши, используемые в России в основном в технических целях, в Китае и ряде других стран Азии и Африки являются фактически деликатесом, что требует их соответствующей доработки по качеству, внешнему виду и безопасности», – поясняет Терехин. Кроме того, в государствах Персидского залива и мусульманских странах СНГ пользуется спросом тушка цыпленка-бройлера мелкого калибра, весом 0,9-1,3 кг. Для выхода на эти рынки в «Черкизово» целенаправленно налаживался выпуск такой продукции. Большое значение группа придает и узнаваемости продукции на внешних рынках. С этой целью в «Черкизово» разработаны такие региональные бренды как Cherkizovo 77 для китайского рынка, Dajajti Halal для мусульманских стран Ближнего Востока и Центральной Азии. По словам Терехина, эти бренды уже завоевали доверие потребителей в соответствующих регионах, что является важным фактором дальнейшего расширения экспортных продаж.

Экспорт свинины «Черкизово» в 2019 году увеличился на 25% до 1,3 млрд рублей (20 млн долл.). В физическом объеме он вырос на 35% до 11 тыс. тонн. Выручка от продаж индейки на зарубежных рынках увеличилась на 33% до 0,2 млрд рублей, колбасных изделий – на 12% до 0,4 млрд рублей. Поставка колбас, в основном, осуществляется в государства СНГ (Казахстан, Азербайджан, Грузия) и ряд других стран (например, Вьетнам), жители которых пробовали данную продукцию еще со времен Советского Союза, отмечает Терехин. Свинина также пока экспортируется в соседние страны, однако особые перспективы группа видит в Юго-Восточной Азии, где свиноводство серьезно пострадало от АЧС. «Компания ожидает аттестацию в кратчайшие сроки двух своих предприятий для поставок во Вьетнам, ведутся поставки в Гонконг. Не исключает «Черкизово» и начала отгрузок свинины в Китай в случае достижения межправительственных договоренностей по допуску российской свиноводческой продукции на китайский рынок», – указывает Терехин.

«Черкизово» – крупнейший производитель мяса в России (ТМ «Черкизово», «Петелинка», «Куриное царство» и др.). В структуру группы входит девять птицеводческих комплексов полного цикла, 16 свинокомплексов, восемь мясоперерабатывающих предприятий, девять комбикормовых заводов и около 300 тыс. гектар сельхозземель. Консолидированная выручка компании по итогам 2018 года составила 102,6 млрд рублей.