Эксперты аграрной отрасли обсудили меры поддержки экспорта

24 декабря Федеральный центр «Агроэкспорт» провел стратегическую сессию «Отраслевая система продвижения российской продукции на внешние рынки – достижения и перспективы». Представители Минсельхоза России и отраслевого сообщества обсудили лучшие мировые практики поддержки аграрного экспорта.

Участники дискуссии важным фактором эффективной системы продвижения аграрной продукции на зарубежные рынки определили тесное взаимодействие государственных институтов поддержки, отраслевых ассоциаций и союзов, и бизнеса. «Именно поэтому, с самых первых шагов мы строим себя как организацию, которая все свои проекты реализует не просто с учетом позиции бизнеса, но и при непосредственном его участии», – подчеркнул руководитель Федерального центра «Агроэкспорт» Дмитрий Краснов.

«Многие страны сначала строили архитектуру поддержки, а лишь затем выстраивали систему взаимодействия с отраслевым сообществом. – отметил в своем выступлении руководитель программ Всемирного банка в России Кристофер Миллер. – Хорошо, что вы сразу решили узнать, в чем нуждается отрасль, и формируете систему и инструменты в совместной работе, параллельно».

Директор Центра компетенций в АПК компании КПМГ Илья Строкин рассказал о системе поддержки аграрного экспорта в США и Ирландии. Американская FAS USDA имеет программы поддержки в области торговой политики, поддержки экспорта, развития зарубежных рынков, продовольственной безопасности и информационного обеспечения. «В дополнение к основному офису, FAS имеет глобальную сеть из 93 офисов, охватывающих 171 страну. Эти офисы укомплектованы сельскохозяйственными атташе и местными экспертами в области сельского хозяйства, которые выявляют проблемы, предоставляют практические решения и работают над тем, чтобы продвигать сельхозпродукцию из США во всем мире», – констатировал Строкин.

В России также активно начинает реализовываться программа создания сети поддержки экспорта через развитие института атташе по сельскому хозяйству. Как сообщил директор Департамента международного сотрудничества Минсельхоза России Максим Маркович, в следующем году Правительство определит новые страны, куда будут направлены атташе. Сейчас они действуют в США, Канаде, Китае, Индии и странах Европы. В следующем году атташе по сельскому хозяйству появятся еще в 25 странах нашего экспортного приоритета, а еще в 25 странах – в 2021 году. «Эти представители будут, в том числе, содействовать Россельхознадзору в вопросе снятия барьеров», – отметил Маркович.

Важным элементом поддержки аграрного экспорта является маркетинговое и коммуникационное продвижение российской продукции на зарубежные рынки. Здесь очень многое предстоит сделать. Как констатировал Дмитрий Краснов, наши экспортеры аграрной продукции работают на зарубежных рынках фактически в безвоздушном пространстве, эффект страны происхождения для аграрной продукции не создан – зарубежные покупатели мало знают о России, как производителе продуктов питания. У них нет позитивных образов, связанных с российской продукцией. «Поэтому при разработке концепций продвижения мы формируем не только бизнес модель вхождения на перспективный рынок, но и маркетингово-коммуникационную стратегию проникновения на внешний рынок», – сказал Краснов. 

В свою очередь, представители отраслевых сообществ позитивно оценили идущую сейчас работу по подготовке концепций продвижения российской продукции на зарубежные рынки, а также экспортных гидов в формате «продукт-страна». «Мы уже увидели первые результаты, – сказал исполнительный директор Масложирового союза Михаил Мальцев. – Благодаря разрабатываемой концепции отрасль может избежать неэффективных и ненужных инвестиций. На первом этапе был определенный скепсис, но уже сейчас понятно, что эффективность проекта высокая», – добавил он.

Генеральный директор Национального союза производителей молока Артем Белов также положительно ценил ход подготовки концепции продвижения молочной продукции на китайский рынок. «Работа очень полезная, хочу поблагодарить «Агроэкспорт» – всех модерировать – непростая задача», – сказал Белов.

Исполнительный директор Ассоциации предприятий кондитерской промышленности «АСКОНД» Вячеслав Лашманкин подчеркнул, что страновые гиды помогут не только экспортерам, но и тем, кто еще не продает свою продукцию за рубеж. «В кондитерской отрасли работает 4 тыс предприятий, а экспортируют свою продукцию только 60 – большинство даже не пробовали, – сказал Лашманкин. – И тут заложен огромный потенциал, реализовать который нам помогут экспортные гиды».

«Разработка гидов – это пример эффективного государственно-частного партнерства», – добавил генеральный директор Национального союза птицеводов Сергей Лахтюхов. В свою очередь президент компании «Agrifood Strategies» Альберт Давлеев призвал повышать роль отраслевых объединений и ассоциаций в вопросе поддержки экспорта. В качестве примера он привел США, где отраслевые ассоциации, в том числе, проводят исследования рынков, а также разрабатывают и реализуют программы поддержки экспорта.

По словам Исполнительного директора Союза экспортеров зерна Эдуарда Зернина, разработка гида по рынку гороха в КНР позволит войти в перспективную цепочку поставок протеинов, альтернативных мясу. «Концепция устойчивого лидерства подразумевает, что мы просчитываем свои шаги наперед», – сказал Зернин.

В ходе стратсессии особое внимание было уделено повышению эффективности мероприятий выставочного, делового, демонстрационного характера, направленных на продвижение продукции. Генеральный директор ОАО «ЛКХП им. Кирова» Наталья Загорская призвала привозить иностранных покупателей в Россию, чтобы показать им качество российских продуктов и процесс их производства. В свою очередь, руководитель «Агроэкспорта» Дмитрий Краснов рассказал и презентовал перспективные форматы проектов деловых и выставочных мероприятий, которые могут быть реализованы уже в следующем году.

Меню