Япония: нереализованный потенциал

18 декабря в Токио состоялось 14-е заседание российско-японской Межправительственной комиссии по торгово-экономическим вопросам. Одна из ее основных задач – интенсификация экономических отношений между двумя странами. Ранее президентом России Владимиром Путиным и премьером Японии Синдзо Абэ была поставлена задача достичь показателя двустороннего товарооборота в размере $30 млрд к 2025 году. В то же время, если посмотреть на статистику, признавал в сентябре глава Минэкономразвития Максим Орешкин, текущая динамика «не очень положительная», так как значительная часть торговли связана с топливно-энергетическими товарами, цены на которые снизились.

Что касается агропродовольственной продукции, с начала января по 10 декабря 2019 года ее экспорт из России в Японию увеличился в физическом выражении на 8,6% до 212 тыс. тонн, однако в стоимостном – снизился на 28% до 272 млн долл. В структуре российского агроэкспорта в эту страну почти 86% приходится на рыбу, ракообразные и моллюски, в первую очередь мороженую нерку (35%), рыбные субпродукты (17%) и морских ежей (9,5%). Другой поставляемой в Японию продукции являются зерновые с совокупной долей 12%: кукуруза, пшеница, гречиха, ячмень.

В 2012 году японский конгломерат Mitsui & Co купил 10% акций компании «Содружество», крупнейшего переработчика сои в России. Но в декабре 2016 года этот пакет был выкуплен основным акционером «Содружества». Тогда же в декабре 2016 года Mitsui купила 0,005% компании «Русагро». Mitsui – многопрофильный холдинг, занимающийся, в том числе, закупкой продовольствия для японского рынка. Его активность в России может быть связана с поиском долгосрочных поставщиков. Однако пока она не отразилась на динамике российского экспорта.

Проблемы доступа

Переговоры о доступе на японский рынок российской животноводческой продукции ведутся с 2013 года. К настоящему времени Япония открыта для готовой продукции из мяса, субпродуктов парнокопытных животных и домашней птицы, а также для мяса и субпродуктов кроликов. В конце 2016 – начале 2017 года право поставок термически обработанного мяса получили «Мираторг» и «Ратимир», а в июне 2019 года – «Знаменский СГЦ» (из свинины) и «Краснобор» (из мяса птицы). По итогам 2018 года Россия отгрузила в Японию 40 тонн колбас стоимостью 72 тыс. долл., с января по 10 декабря 2019 года – 18 тонн на 76 тыс. долл.

«Знаменский СГЦ» в настоящее время занимается отправкой образцов продукции в Японию, рассказала «Агроэкспорту» гендиректор «Знаменского СГЦ» Елена Климова. «Были две поставки с образцами, сейчас готовим еще две. Коммерческих отгрузок еще не осуществлялось, и когда они начнутся, сказать пока сложно. Все развивается очень маленькими шагами», – отметила Климова.

Помимо ветеринарных требований, у японской стороны есть целый ряд условий по качеству, составу, внешнему виду продукции, продолжает она. «Есть запрещенные в Японии ингредиенты в функциональных добавках, и в настоящее время мы их исключаем из рецептуры. Япония традиционно готова покупать только замороженную продукцию, для этого необходима дополнительная инфраструктура, и мы ее сейчас создаем: ввод первых камер запланирован на первый квартал 2020 года. Японская сторона требует проверять продукцию на остаточное содержание хрящей в цельномышечных продуктах, для чего требуется особое оборудование, и мы его ищем», – перечисляет Климова.

Традиционные поставщики готовой продукции из свинины в Японию – Китай, Таиланд, ЕС, Канада, США, с которыми уже выстроены отношения и отработаны цепочки поставок. Также за последние два года значительно увеличила поставки Бразилия.

В сфере растениеводства японский рынок был открыт в этом году для экспорта из России кормовой соломы и фуража – соответствующий ветеринарный сертификат был согласован в начале февраля. В ноябре японская сторона сообщила, что возможен экспорт кормов для животных с тех четырех предприятий, которые уже аккредитованы для поставок готовой мясной продукции. А с целью увеличения экспорта зерна Россельхознадзор ожидает от Японии актуализированные фитосанитарные требования и требования к качеству и безопасности зерна и продуктов его переработки.

В настоящее время поставки зерновых в Японию невелики, весь объем приходится на фуражное зерно, сообщил «Агроэкспорту» гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько. «Продовольственную пшеницу Россия не отгружает, при этом именно продовольственная пшеница для нашей страны была бы наиболее интересной позицией: Япония является одним из крупнейших ее импортеров, и сибирская пшеница, которая традиционно отличается высоким качеством, хорошо зашла бы на японский рынок», – считает Рылько. В то же время он указывает, что значительная часть текущего японского импорта приходится на белозерную пшеницу, которая в Сибири не выращивается. Другой проблемой является логистика. Поставки пшеницы из России в 2019 году по состоянию на 10 декабря составили лишь 45 тыс. тонн стоимостью 9,8 млн долл.

Четвертый в мире агроимпортер

Согласно оценке министерства сельского, лесного и рыбного хозяйства Японии, страна лишь на 40% обеспечивает население продовольствием за счет собственного производства, что приводит к высокой зависимости от импорта. Япония занимает четвертое место среди крупнейших импортеров продукции аграрного сектора, уступая лишь США, Китаю и Германии.

Суммарный объем импорта Японией аграрной продукции по итогам прошлого года составил 73 млрд долл., на долю России пришлось 0,5%. Наиболее значимой позицией японского импорта продукции АПК является свинина, которой в прошлом году было поставлено на 4,4 млрд долл. На втором месте – мороженая рыба (3,4 млрд долл.), доля России по этой позиции 7,8%. Также в первую тройку ввозимых в Японию продовольственных товаров входит кукуруза (3,4 млрд долл.), из импортируемого объема лишь 0,3% пришлось на Россию. По импорту свинины, кукурузы, готовой продукции из мяса и рыбы Япония занимает первое место в мире, рыбы и морепродуктов – второе.

Япония является крупным импортером сыров. В 2018 году она закупила их на сумму 1,3 млрд долл. В целом молочной продукции было импортировано на 1,6 млрд долл. Однако у России отсутствует согласованный сертификат на поставки в Японию молочной продукции.

Экспортные перспективы

На фоне значительного роста мировых цен на мясо в 2019 году интерес Японии к российской переработанной мясной продукции в ближайшей перспективе может возрасти. А в случае открытия доступа российская свинина могла бы занять заметное место на японском рынке. Сейчас основные продавцы свинины в Японию – это Евросоюз, на который пришлось 35% всех поставок в 2018 году, США (28%) и Канада (24%). В настоящее время Россельхознадзор ведет переговоры по открытию японского рынка для свинины, а также говядины и мяса птицы. Японская сторона должна завершить оценку рисков, согласовать ветеринарные требования и сертификаты, а по свинине и говядине также принять принципы регионализации России по болезням свиней и КРС. Кроме того, Россельхознадзором разработан проект ветсертификата на экспорт конины, обсуждается вопрос о поставках куриного яйца, пуха и пера, живых лошадей.

Если говорить про открытые на настоящий момент рынки, то, по оценке Федерального центра «Агроэкспорт», перспективной позицией для России являются соевые бобы, которых за последние три года Япония ежегодно закупала в объеме более 3 млн тонн. Однако за 2018 год из России в Японию было поставлено лишь 350 тонн соевых бобов, к началу декабря текущего года – 554 тонны. Есть потенциал наращивания российского экспорта рыбы и ракообразных, которых Япония ежегодно ввозит на сумму порядка 11 млрд долл., а также готовой или консервированной рыбы. Перспективны поставки зерновых. В 2018 году Япония закупила кукурузы на сумму 3,4 млрд долл., пшеницы – на 1,6 млрд.