По состоянию на 24 ноября российский экспорт минеральной и газированной (без добавления сахара) воды в 2019 году увеличился на 9% до 23 млн долл. В физическом объеме отгрузки составили 114 тыс. тонн, что на 10% больше аналогичного периода 2018 года (данные по странам ЕАЭС представлены за январь-сентябрь).
Российская минеральная и газированная вода в этом году вывозилась в 67 стран мира, от США до Папуа-Новой Гвинеи. Однако ключевыми покупателями являются соседние Белоруссия и Украина, на которые приходится 24% и 23% поставок в стоимостном выражении соответственно. Также в первую пятерку экспортеров входят Казахстан, Азербайджан и Китай.
Среди регионов 40% от общего экспорта минеральной воды приходится на Ставропольский край, где разливаются «Нарзан», «Ессентуки», «Новотерская целебная», «Бештау» и др.
В первую очередь за рубежом востребована минеральная природная вода, обладающая уникальными свойствами, рассказала «Агроэкспорту» президент Союза производителей бутилированных вод Алена Кондратьева. «Вода из источников, созданных природой и обладающих большой историей, всегда ценилась и будет цениться с каждым годом все больше и больше», – отметила она. Спрос на такую природную воду в том числе есть в Китае, странах Персидского залива, Евросоюза. «Для китайского или арабского покупателя российские бренды неизвестны, но он будет читать, что написано на этикетке: что это уникальная вода, получена из уникального источника и обладает определенными свойствами. Он попробует и купит снова. Таким образом, постепенно у такой воды будет формироваться свой потребитель», – добавила Кондратьева.
По оценке «Агроэкспорта» перспективным рынком для российской минеральной воды является КНР. За период с 2013 по 2018 год импорт минеральной воды в Китай вырос в 3 раза с 31 до 97 млн долл, поставки из России за этот период выросли в 2 раза – с 800 тыс до 1,6 млн долл. Российская минеральная вода при правильном позиционировании может войти в премиальный сегмент рынка КНР. Но для этого необходимо позиционировать ее как лечебную воду высокого качества.