Прошлый год ознаменовался для российских производителей важным событием – началом поставок в Китай, и его доля сейчас в российском экспорте мяса птицы составляет порядка 55%. При этом доля поставок в топ-3 стран (КНР, Казахстан, Украина) составила 82% в натуральном выражении и 84% в стоимостном. Такой уровень концентрации свидетельствует о чрезмерно высокой зависимости от указанных рынков, в особенности от рынка КНР, и представляется высокорискованной. Безусловно, мы ожидаем дальнейшего наращивания объемов в Китай, однако одновременно нам необходимо диверсифицировать поставки и расширять географию.
Если посмотреть на лидера по экспорту мяса птицы – Бразилию, то у нее открыто 160 стран, постоянно экспорт ведется более чем в 100 стран, а объем поставок в топ-3 стран составляет 36% в натуральном выражении. Таким образом, у Бразилии всегда есть возможность переориентировать свои поставки в случае возникновения негативных событий, таких как закрытие рынка, поддержка местных производителей в стране-импортере и т. д. Другой пример – Польша. Еще 10 лет назад о Польше никто не слышал как об экспортере мяса птицы. За 10 лет они довели число открытых рынков до более 100, а постоянно поставляют более чем в 60 стран. При этом доля поставок в топ-3 стран составляет 32%. И нам нужно двигаться в этом направлении.

Меню