Лучшие практики: Seafood Industry Australia

За последние десятилетия мировой рынок рыболовства и аквакультуры значительно вырос. Ключевыми игроками на нем являются Китай, Норвегия и Вьетнам. На статус крупного экспортера также претендует Австралия, поставляющая на зарубежные рынки более половины производимой продукции. Однако сейчас ее доля невелика — менее 1% от мирового объема торговли. Для формирования положительного имиджа на мировом рынке и увеличения продаж австралийских морепродуктов была создана Seafood Industry Australia (SIA). 

SIA сравнительно молодая организация. Ее история началась в 2013 году, когда местные депутаты предложили создать отраслевой орган, который бы объединил представителей секторов рыболовства, аквакультуры и послепромысловой переработки Австралии. Обсуждения длились несколько лет, пока 12 мая 2017 года не была зарегистрирована Seafood Industry Australia. 

В прошлом году SIA отметила пять лет с момента основания. За это время она стала ключевой площадкой, занимающейся продвижением австралийской индустрии морепродуктов на национальном и международном уровнях. Благодаря усилиям организации в сезоне 2020/21 Австралия смогла поставить рыбу и морепродукты в 70 стран мира. Хотя ковидные ограничения сказались на поставках продукции в некоторые из них, например, в Китай и Японию, австралийские экспортеры все же смогли нарастить продажи по ряду категорий.

В сентябре прошлого года Seafood Industry Australia презентовала первый стратегический план развития экспорта. Представители индустрии поставили перед собой амбициозную задачу — повысить стоимость экспорта морепродуктов до 2 млрд долл. к 2030 году. С этой целью организация выделила пять приоритетных направлений деятельности, среди которых — укрепление сотрудничества с Правительством и представителями индустрии, оказание поддержки экспортерам и проведение единой маркетинговой кампании для продвижения продукции на зарубежных рынках.

В стратегии также перечисляются целевые для поставок рынки. Среди них — США, Великобритания, страны ЕС, ОАЭ, Южная Корея, Япония и страны Юго-Восточной Азии. При этом представители индустрии выступают против чрезмерного сближения с рынком Китая, который на текущий момент является крупнейшим импортером австралийской продукции.  

«Наш план развития отражает важную роль, которую экспорт играет в австралийской индустрии морепродуктов и в обеспечении поставок экологически безопасных и здоровых продуктов. Мы рассчитываем увеличить стоимость нашего экспорта за счет продаж премиальной продукции, укрепить положение на текущих рынках и открыть для себя новые, а также способствовать расширению присутствия брендов Brand Australia и Great Australian Seafoodна мировом рынке», — комментирует генеральный директор SIA Вероника Папакоста.

В число приоритетных задач Seafood Industry Australia входит увеличение продаж морепродуктов и на внутреннем рынке. Для этого организация в 2020 году запустила первую общеотраслевую маркетинговую кампанию Easy As, в рамках которой представила флагманский бренд Great Australian Seafood. В течение года по телевидению, на билбордах в метро и торговых центрах транслировалась реклама нового бренда с призывом покупать отечественные морепродукты. Теперь Great Australian Seafood рассматривается для продвижения за рубежом. 

Помимо этого, Seafood Industry Australia проводит коммуникационные кампании, направленные на повышение репутации австралийской индустрии морепродуктов. К примеру, организация формирует свою сеть распространения информации, расширяя сотрудничество с лидерами общественного мнения и различными СМИ. По словам представителей SIA, их цель — увеличить показатели цитируемости и стать «первой остановкой для проверки достоверности тех или иных сведений о морепродуктах».

Согласно докладу, подготовленному Комитетом по сельскому и водным ресурсам Австралии, страна имеет большой потенциал для дальнейшего роста сектора аквакультуры и, как следствие, увеличения поставок продукции за рубеж. С этим согласен и Илья Строкин, директор центра компетенций в АПК АО «КЭПТ»: «Географическое положение Австралии и ее близость к перспективным рынкам сбыта, таким как Китай, Корея и Япония, могут сыграть ключевую роль в вопросе наращивания экспорта рыбы и морепродуктов. Одной из перспективных тем для стран АТР сейчас является «зеленая» повестка. Если австралийские экспортеры смогут обеспечить качественное производство, вылов и переработку продукции, соответствующие современным нормам и «зеленой» повестке, заявят о себе как об инновационном производителе качественной продукции с высокой добавленной стоимостью, а также грамотно расскажут об этом в рамках единой маркетинговой кампании, то спрос на их продукцию в азиатском регионе может существенно вырасти».

По данным ITC Trade Map, в 2021 году Австралия экспортировала рыбы и морепродуктов на сумму более 900 млн долл. (рост на 4% в сравнении с 2020 годом). В топ-3 ключевых стран-покупателей вошли КНР (231,5 млн долл.), Гонконг (214,8 млн долл.) и Япония (114,5 млн долл.).