Стартовала программа повышения квалификации «Роль экспорта продукции АПК в развитии субъекта Российской Федерации»

28 сентября на площадке МГИМО стартовала программа повышения квалификации для сотрудников органов исполнительной власти, ведомств и учреждений субъектов России, ответственных за развитие и поддержку агроэкспорта. Курс лекций организован Федеральным центром «Агроэкспорт» и МГИМО при поддержке Минсельхоза России в рамках реализации стратегического проекта МГИМО «Институт мировых аграрных рынков» государственной программы поддержки российских университетов «Приоритет 2030». 

Программу открыл руководитель «Агроэкспорта» Дмитрий Краснов. Он подчеркнул необходимость развития экспортной составляющей АПК как одного из ключевых направлений, стимулирующих аграрные предприятия к развитию, производству качественной продукции и трансферу технологий. «За последние двадцать лет наша страна прошла путь от одного из крупнейших импортеров продукции до ведущего поставщика таких сельскохозяйственных продуктов, как пшеница, ячмень, подсолнечное и рапсовое масло, рыба. Сегодня Россия входит в двадцатку крупнейших экспортеров сельскохозяйственной продукции, поднявшись в мировом рейтинге стран-экспортеров продукции АПК с 47 на 18 место. Из двадцати крупнейших экспортеров мировой продукции Россия показала самые высокие темпы роста — 11%».

Директор Департамента международного сотрудничества и развития экспорта продукции АПК Минсельхоза России Максим Маркович в своей лекции уделил особое внимание системе стратегического планирования в России. В частности, он остановился на ключевых особенностях федерального проекта «Экспорт продукции АПК» и декомпозиции целевых показателей на региональном уровне. «От результатов каждого региона зависит успех реализации всего федерального проекта. В 2017-2021 годах все плановые показатели перевыполнялись. Наибольший прирост наблюдался по экспорту масложировой и мясомолочной продукции. По отдельным направлениям прирост экспортной выручки в 2021 году относительно 2019 года превысил 78%». 

В завершении первого лекционного дня выступила Анастасия Михайлова, директор по коммуникациям ПАО «Группа Черкизово», которая рассказала, какие экспортные рынки сейчас для компании являются наиболее приоритетными, и какая продукция сегодня пользуется спросом. «Экспорт — одно из перспективных направлений развития нашей компании. В настоящее время доля экспортных продаж составляет практически 10% от общей выручки, хотя еще пять лет назад этот показатель был около 3%. Крупнейшим для нас рынком является Китай, куда мы преимущественно поставляем куриные лапы, пользующиеся большим спросом. Второй и третий рынок — это Саудовская Аравия и Вьетнам. Помимо этого, мы наращиваем экспорт в страны СНГ и Африки».

Спикерами первого дня курса также стали Георгий Семенов, руководитель проектов «Агроэкспорта», рассказавший о стадиях жизненного цикла экспортного продукта, и Виталий Нагалин, начальник Управления отраслевого развития «Агроэкспорта», который уделил внимание стратегическим проектам в сфере экспорта аграрной продукции.

Курс лекций продлится до 30 сентября. На протяжении оставшихся двух дней участники программы узнают о возможностях поддержки экспорта продукции АПК на федеральном и региональном уровнях, проанализируют экспортный профиль российских регионов, а также познакомятся с наиболее успешными кейсами развития агроэкспорта в России.