В 2021 году Россия увеличила экспорт колбасных изделий на 36%

С 1 января по 26 декабря 2021 года Россия экспортировала колбасных изделий на сумму 109 млн долл., что на 36% больше аналогичного периода 2020 года. В физическом объеме отгрузки увеличились на 27% до 48 тыс. тонн. 

В 2021 году число стран-покупателей российских колбас выросло до 47, причем география поставок продукции значительно расширилась, во многом за счет государств Африки. Так, 86 тонн поставлено в Бенин, 39 тонн – в Демократическую Республику Конго, 25 тонн – в Либерию, 6 тонн – в Гану, по 5 тонн – в Республику Конго и Гвинею, по 3 тонны – в Анголу и Габон.

Тем не менее позиции крупнейших покупателей сохраняют страны ближнего зарубежья – Казахстан, Украина, Азербайджан, Абхазия, Киргизия. За январь-октябрь (последние имеющиеся данные по поставкам в страны ЕАЭС) отгрузки в Казахстан выросли на 23% до 33 тыс. тонн в натуральном выражении и на 30% до 67 млн долл. в денежном. Украина в 2021 году увеличила импорт до 7,8 тыс. тонн (+36%) на 21 млн долл. (+52%). В Азербайджан экспортировано 4,2 тыс. тонн (+20%) стоимостью 10 млн долл. (+19%).

Среди государств дальнего зарубежья можно выделить развитие поставок во Вьетнам (28 тонн на 240 тыс. долл.), Монголию (13 тонн на 61 тыс. долл.), Японию (12 тонн на 57 тыс. долл.).

В условиях локдауна и ограничений в работе HoReCa существенно вырос спрос на колбасные изделия как на доступные и экономящие время продукты, обратила внимание исполнительный директор Национального союза мясопереработчиков Екатерина Лучкина. По ее словам, основу экспорта составляют поставки в страны постсоветского пространства. «Российская продукция там пользуется спросом, поскольку с этими странами у России имеется общее историческое прошлое, общие вкусовые предпочтения и традиции потребления, в том числе колбасы», – пояснила «Агроэкспорту» Лучкина.

В то же время постоянно проводится работа по расширению географии экспортных поставок, в том числе в регионы Юго-Восточной Азии и Африки. «Пока объемы экспорта на рынки дальнего зарубежья относительно невысоки, что обусловлено низкой культурой потребления колбасных изделий. Например, российские производители поставляют небольшие объемы в Японию – рынок этой страны достаточно узкий, но с развитием тренда на западный образ жизни колбасные изделия завоевали на нем определенную нишу», – добавила Лучкина.

Мировой рынок 

Благодаря урбанизации и росту спроса на готовые продукты питания стабильно увеличиваются объемы глобального рынка и мировой торговли колбасными изделиями. По данным ITC Trade Map, в 2020 году в мире было импортировано 1,3 млн тонн колбасных продуктов стоимостью 5,4 млрд долл., причем за последние 4 года стоимостной объем вырос на 28%.

Крупнейшими импортерами колбасных изделий в 2020 году являлись Германия (710 млн долл.), Великобритания (681 млн долл.) и Франция (385 млн долл.). Ведущие поставщики на мировой рынок – Германия (858 млн долл.), Италия (632 млн долл.) и США (580 млн долл.). Россия, по данным ITC Trade Map, по итогам 2020 года входила в топ-15 стран-экспортеров с долей 1,6%.

Перспективы России

Возможности по увеличению российского экспорта колбас, безусловно, есть, уверена Екатерина Лучкина. Например, в настоящее время российскими экспортерами прорабатывается организация поставок в Таджикистан и Гонконг. «Но не стоит забывать, что многие страны исповедуют ислам, и традиционные для нашего рынка колбасы там не будут востребованы. В связи с этим многие компании начали развивать новые линейки: так, в «Черкизово» разработана линейка колбасных изделий «pork-free», которая ориентирована на продажи в страны СНГ с мусульманским населением, такие как Казахстан, Киргизия и др.», – подчеркнула Лучкина. Также в настоящее время экспортеры отмечают, что в первую очередь активным спросом пользуется менее дорогостоящая продукция. «Но с ростом доходов населения в странах-импортерах спрос и потребительские предпочтения также будут меняться», – прогнозирует Лучкина.

Так, в 2021 году группа «Дамате» после запуска завода глубокой переработки в Пензенской области начала экспортировать колбасную продукцию из мяса индейки. По итогам года было отгружено порядка 300 тонн продукции глубокой переработки в 15 стран – в основном, в государства ближнего зарубежья, а также Западную и Восточную Африку, рассказал «Агроэкспорту» генеральный директор «Дамате» Рашид Хайров. «Компания делает ставку на экспорт продукции глубокой переработки, организация которого – особый процесс. Он требует развития определенных позиций и различных каналов сбыта, для каждого канала должна учитываться органолептическая, логистическая и функциональная составляющие. При этом продажи в страны дальнего зарубежья существенно отличаются от привычных нам продаж в страны СНГ и ЕАЭС. Мы уже начали экспорт продукции с достаточно широкой географией. В дальнейших планах – построение бесперебойного эффективного канала поставок и продаж», – добавил Хайров. В 2022 году «Дамате» планирует начать экспорт в страны АСЕАН и Ближнего Востока. При этом вместе с «топовыми» позициями группа постепенно внедряет новые продукты, которые сложно заменить, даже если появляется конкурент с подобным товаром.