Более 220 участников собрала онлайн-конференция «Экспорт российской халяльной продукции: стратегия успеха»

30 ноября 2021 года состоялась онлайн-конференция «Экспорт российской халяльной продукции: стратегия успеха», организованная Федеральным центром «Агроэкспорт» совместно с Минсельхозом России. В ходе мероприятия были представлены ключевые выводы Концепции развития экспорта российской халяльной сельхозпродукции и продуктов питания на рынки стран Ближнего Востока и Северной Африки, разработанной «Агроэкспортом» совместно с ведущими отраслевыми экспертами.

Участники конференции рассмотрели потенциал рынка халяльной продукции, модели развития экспортных продаж в регионе MENA, а также вопросы сертификации, позиционирования и продвижения.

Халяльная продукция – один из наиболее быстрорастущих сегментов глобального рынка продовольствия, что связано как с увеличением мусульманского населения, так и ростом спроса на эту категорию в немусульманских странах, подчеркнул руководитель «Агроэкспорта» Дмитрий Краснов. Треть глобального спроса на халяльные продукты приходится на страны Ближнего Востока и Северной Африки. В первую очередь, это Саудовская Аравия, ОАЭ, Катар, Оман, Кувейт, Египет и Ирак. «Общий потенциал российского экспорта российской халяльной продукции на данные рынки может составить 400 млн долл. в 2024 году, то есть вырасти почти в 4 раза по сравнению с 2020 годом. А к 2030 году – более чем в 6 раз», – сообщил Краснов. Такой прогноз учитывает политику по импортозамещению в ряде ближневосточных стран, а также обязательность сертификации «Халяль» в отношении значительной доли продуктов. «Поэтому одна из основных задач – это совершенствование собственной системы стандартизации, системы производства в соответствии с принципами Халяль, а также создание необходимых аккредитационно-сертификационных центров на территории России и четкость их работы», – добавил руководитель «Агроэкспорта».

На глобальном рынке халяльной продукции существуют определенные точки факторизации спроса, отметил директор центра компетенций в АПК «КПМГ» Илья Строкин. «Поэтому мы решили сфокусироваться на рынке Персидского залива, исследование которого является для нас ключевым с точки зрения понимания восприятия целевой аудиторией нашей продукции», – указал Строкин. В рамках работы над Концепцией были определены приоритетные виды халяльных продуктов для развития российского экспорта в данный регион – это шоколадные кондитерские изделия, мясо птицы и сыры. 

Для разработки стратегии позиционирования агентством Ketchum были проведены исследования целевых рынков, организованы опросы потребителей и фокус-группы. Их результаты показали, что в восприятии подавляющего большинства респондентов российские продовольственные бренды отличают высокое качество, хорошие вкусовые характеристики и премиальность. Почти половина опрошенных выразила мнение, что продукты питания из России произведены из натуральных ингредиентов, а их стоимость должна быть высокой. «В результате выбраны три территории позиционирования российской продукции: «новизна», отвечающая стремлению потребителей пробовать что-то новое; «сила природы», отсылающая к масштабам и просторам России; «российская изысканность», якорем для развития которой могут стать шоколадные кондитерские изделия и их аутентичный вкус», – перечислила директор по разработке новых продуктов и услуг, директор практики коммуникационного сопровождения изменений Ketchum Анна Чехомова. 

Руководитель отдела маркетинга компании Saudi Radwa Ваэль Сибгха, в свою очередь, назвал ключевые моменты, которые важно учитывать при организации поставок в Саудовскую Аравию. «Чтобы зарекомендовать себя на рынке, необходимо делать фокус на методах коммуникации, которая должна быть быстрой, ясной и при этом понятной потребителю, – пояснил он. – Кроме того, в сегменте b2c потребитель в Саудовской Аравии крайне ценит качество, а также имеет специфические вкусовые предпочтения, которые нужно учитывать. Что касается сегмента b2b, то здесь очень высока ценовая конкуренция, и особенность сектора HoReCa в Королевстве в том, что компании не привязаны к поставщикам и довольно легко могут их менять, если новые партнеры предлагают лучшую цену». Сибгха также обратил внимание на длительность переговорного процесса саудовских импортеров с зарубежными производителями: по его словам, в среднем от начала переговоров до начала поставок проходит 9 месяцев.

В рамках конференции практическим опытом работы на рынках халяльной продукции Ближнего Востока поделились директор по экспорту ГК «Дамате» Эльдар Саттаров и директор по продажам ВЭД компании «FOODCODE» Руслан Галиакберов.

Модератором мероприятия стал исполнительный директор «Ринкон Менеджмент» Константин Корнеев. «Уверен, что Концепция поможет российским производителям халяльной сельхозпродукции лучше понять особенности ближневосточного рынка и существенно нарастить поставки по данному направлению», – отметил он. 

Все материалы и видеозапись конференции будут размещены на сайте «Агроэкспорта».