На «Золотой осени» представители органов власти и бизнеса рассказали о новых экспортно-ориентированных инвестпроектах в регионах

7 октября на 23-й Российской агропромышленной выставки «Золотая осень – 2021» состоялся круглый стол «Экспорт как ключевой стимул для реализации новых региональных инвестиционных проектов. Лучшие практики». В рамках дискуссии руководители региональных органов власти и бизнеса представили инвестиционный экспортно-ориентированный потенциал субъектов, а также ключевые проекты, направленные на его реализацию.

В мероприятии принял участие заместитель Министра сельского хозяйства Сергей Левин. Он напомнил, что перед российским АПК стоит амбициозная задача нарастить экспорт продовольствия к 2024 году до 37 млрд долл., а к 2024 году – превысить показатель 47 млрд долл. «Увеличение экспортного потенциала отечественного агропрома будет зависеть в том числе от инвестиционной активности российских компаний. В настоящее время заявлено и реализуется более 300 проектов, предусматривающих поставки продукции АПК на внешние рынки», – сообщил Левин. Для поддержки производителей внедрен широкий набор мер, включающий льготное кредитование, льготный лизинг высокотехнологичного оборудования, компенсацию затрат на транспортировку, сертификацию и др. Также ведется постоянная работа по открытию новых рынков.

Российский экспорт продукции АПК в 2021 году прогнозируется на уровне 34-35 млрд долл. в текущих ценах, и поставки за рубеж представляют новые значительные возможности для инвестиций, подчеркнул руководитель Федерального центра «Агроэкспорт» Дмитрий Краснов. «Сейчас реализуются проекты с инвестициями более 800 млрд руб., которые дадут прирост экспортной выручки около 5 млрд долл. Одновременно мы видим и структурную трансформацию экспорта в сторону продукции с более высокой добавленной стоимостью: в 300 реализуемых проектах средняя цена экспортируемой продукции составляет 800 долл. на тонну, в то время как российский экспорт сегодня — это 380 долл./тонна», – оценил Краснов.

Белгородская область достигла показателя экспорта продукции АПК в 800 млн долл. с начала 2021 года, отметила заместитель Губернатора Белгородской области – начальник департамента агропромышленного комплекса и воспроизводства окружающей среды Юлия Щедрина. В 2020 году в регионе заключено 9 соглашений о повышении конкурентоспособности (СПК), а в 2021 году – уже 15, причем экспортной деятельностью занимаются не только крупные, но и малые предприятия.

Крупные экспортно-ориентированные инвестпроекты также реализуются на территории Курской области. По словам заместителя Губернатора Курской области Сергей Стародубцева, среди них – проекты АПХ «Мираторг» по строительству крупнейшей в Европе мясохладобойни и завода по производству желатина и гепарина, а также возведение маслоэкстракционного завода мощностью переработки 2 млн тонн сырья в год.

Для «Мираторга» экспорт является стимулом для новых инвестиций, заявил президент ООО АПХ «Мираторг» Виктор Линник. Компания имеет производственные активы в 7 регионах, экспортируя продукцию более чем в 40 стран. В 2021 году «Мираторг» прогнозирует достигнуть объем экспорта в 470 млн долл., а к 2025 году – превысить показатель 1,1 млрд долл.

Саратовская область входит в число ведущих российских регионов по производству зерновых и масличных культур, что обуславливает ее экспортную специализацию. Однако основная задача, которая сейчас стоит перед бизнесом, – развитие производства и экспорта переработанной продукции, рассказал заместитель Председателя Правительства, Министр сельского хозяйства Саратовской области Роман Ковальский. В частности, в субъекте реализуется проект по глубокой переработке пшеницы мощностью 250 тыс. тонн в год. Одним из производимых продуктов станет лизин-хлорид, который в первую очередь будет поставляться на внутренний рынок, однако будет конкурентоспособным и на внешних рынках, заверил инвестор проекта, учредитель ООО «Саратовские биотехнологии» Вадим Гатауллин. Кроме того, на экспорт будет производиться пшеничная клейковина, кормовые добавки и биоэтанол.

Свои инвестиционные приоритеты представили генеральный директор ООО «Комос групп» Андрей Шутов, генеральный директор ЗАО «Кореновский молочно-консервный комбинат» Игорь Московцев и заместитель директора по ВЭД ООО «Белевская кондитерская компания» Наталья Шавель. По словам Шутова, география присутствия «Комос групп» охватывает 10 стран, в 2022 году компания намерена начать поставки молочной продукции в Сингапур, Вьетнам, ОАЭ, мяса птицы – в Китай, Монголию, Гану, кормов – ОАЭ, Вьетнам, Узбекистан. Также «Комос групп» планирует реализовать инвестпроект по глубокой переработке яйца с целью экспорта яичных продуктов на Ближний Восток. 

«Кореновский молочно-консервный комбинат» экспортирует молочную продукцию, сгущенное молоко, мороженое и заключил СПК на строительство современного логистического комплекса для развития экспорта. Игорь Московцев отметил, что компания старается участвовать в выставках, деловых миссиях и конгрессных мероприятиях. 

Наталья Шавель, в свою очередь, обратила внимание на важность развития электронных каналов на зарубежных рынках. Так, во многом благодаря онлайн-продажам экспорт компании в 2021 году вырос на 28% к аналогичному периоду 2020 года, а в Японии 95% продаж пастилы «Белевской кондитерской компании» продается в сегменте e-commerce.

Модератором мероприятия выступил заместитель директора Департамента международного сотрудничества и развития экспорта продукции АПК Минсельхоза России Андрей Сухарев.