На «Дне Поля-2021» обсудили перспективы российской продукции на рынке Китая

12 августа 2021 года, в рамках деловой программы Всероссийского Дня поля, прошли две панельные дискуссии на тему развития продаж российской продукции на рынке КНР. Мероприятия были организованы Федеральным центром «Агроэкспорт» совместно с Минсельхозом России. Главными темами обсуждения стали оптимальные модели вывода российской сельхозпродукции на китайский рынок, инструменты для старта и развития продаж, особенности ведения бизнеса в КНР, а также возможности для продвижения российских товаров на электронных торговых площадках (ЭТП).

Первую дискуссию «Как подготовить продукт для выхода на рынок Китая» открыл руководитель Федерального центра «Агроэкспорт» Дмитрий Краснов. Он отметил, что Китай уже является крупнейшим покупателем российского продовольствия и российский экспорт в КНР неизменно растет на десятки процентов ежегодно. В результате, в 2020 году поставки более чем вдвое превысили показатели 2017-го, а доля Китая в российском экспорте АПК увеличилась с 8% до 13%. «Несмотря на то, что 38% российского экспорта в Китай приходится на рыбу и морепродукты, наши поставки довольно диверсифицированы. Существенную долю занимают подсолнечное масло, соя, мясо птицы, а также рапсовое и соевое масло», – добавил Дмитрий Краснов. По оценке центра, потенциалом для увеличения экспорта в Китай обладают мясо и мясная продукция, растительные масла, шроты и жмыхи, кондитерские изделия, молочная продукция. 

Для успешной работы на китайском рынке необходимо обладать соответствующими знаниями, и в этом экспортерам могут помочь аналитические продукты от «Агроэкспорта». «Мы разрабатываем концепции продвижения отдельных продуктов и продуктовых групп на ключевые внешние рынки, а также экспортные гиды по принципу продукт-страна», – подчеркнул глава центра.

Концепция продвижения – это стратегический документ, определяющий наиболее перспективную модель развития экспорта отдельных продуктовых групп на приоритетные рынки. Она включает в себя анализ рынков исследуемого продукта в России и стране-импортере, изучение каналов продаж и цепочек добавленной стоимости, маркетинговую и коммуникационную стратегию позиционирования и продвижения исследуемого продукта, описание ограничений и барьеров при поставках продукта из России, а также существующие меры поддержки российских производителей. Непосредственно для Китая уже разработано 4 концепции для молочной, масложировой, птицеводческой и кондитерской отраслей.

Экспортные гиды являются базовым информационно-аналитическим продуктом для экспортеров. Они содержат всю основную информацию, необходимую для начала работы на том или ином рынке: описывается экономическая и политическая ситуация в стране-импортере, оценивается объем и динамика рынка продукта, потребительские предпочтения, торгово-распределительная сеть и конкурентная карта. Отдельное внимание уделяется требованиям и ограничениям, существующим при экспорте, защите интеллектуальной собственности, логистике, отраслевым выставкам в стране-импортере. В конце дается контактная информация, которая поможет завязать первые знакомства с потенциальными покупателями и партнерами, а также рассказывается о существующих формах государственной поддержки. Для китайского рынка разработано более 10 гидов по минеральной воде, кондитерским изделиям, муке, мясу птицы, говядине и многим другим продуктам.   

В свою очередь генеральный директор Национального союза производителей молока Артем Белов рассказал: «Динамика последних 7-8 лет подтверждает, что в молочной отрасли мы производим вполне конкурентоспособный продукт, который успешно экспортируется в разные страны. За первое полугодие 2021 года рост молочной продукции как в денежном, так и в натуральном выражении составил более 20%». Китайский рынок показывает самые высокие темпы роста, порядка 6-7% ежегодно. Большую часть импорта в страну составляют биржевые продукты (сыворотка, пермеаты, сухое цельное молоко), поэтому рынок высококонкурентный по цене и качеству продукции. «Для Китая ключевые российские продукты – это мороженое, сырная продукция и сыворотка. Уже сейчас наша сыворотка занимает порядка 13-14% в общем объеме поставок. Уверен, что в ближайшие 1-2 года российские производители покажут очень хорошие темпы роста экспорта сыворотки на китайский рынок», – отметил Артем Белов.

Практическими кейсами по работе на китайском рынке поделились генеральный директор АО «Восемь Вершин» Роман Медведев, заместитель генерального директора ООО «Белевская кондитерская компания» Наталья Шавель, основатель компании «Smartbar Group» Шамиль Магомедов и генеральный директор КФ «Триумф» Сергей Свиридов.

На второй панельной дискуссии «Продвижение российской продукции на китайских электронных площадках» директор практики по оказанию услуг государственным органам и общественному сектору PwC в России Николай Ланцев, рассказал о том, что на текущий момент Китай занимает 44% всей мировой онлайн-торговли, это самый развитый рынок, который насчитывает более 850 миллионов покупателей. Кроме того, доля продаж продукции АПК в структуре китайского e-commerce уже составляет порядка 10% и продолжает расти.

Директор по развитию электронной торговли, АО «РЭЦ» Алексей Мурзенок представил проект Национального мультибрендового магазина российских товаров на китайских маркетплейсах, продвижение которого будет осуществляться за счет средств государственных субсидий. Также он анонсировал виртуальную выставку Russian on-line trade show, которая состоится в октябре текущего года и пригласил российские компании принять в ней участие.

Генеральный директор компании «RUSFAIR» Валерий Кайгородов провел сравнительный анализ основных китайских маркетплейсов и подробно разобрал возможные модели работы на каждой из этих площадок.

Роман Медведев подчеркнул важность присутствия на китайских ЭТП, поскольку именно они формируют розничную цену на товар, которая в дальнейшем будет транслироваться и в офлайн-каналах, а также призвал российских производителей кооперироваться и создавать совместные онлайн-магазины, чтобы оптимизировать расходы.

Наталья Шавель поделилась опытом продаж пастилы через DouYin (китайский аналог социальной сети TikTok), а Шамиль Магомедов рассказал о том, что онлайн-продажи позволяют компании «Smartbar Group» тестировать новинки и оперативно запускать на рынок наиболее удачные продукты.

12-14 августа 2021 года в Свердловской области проходит «Всероссийский день поля» – крупнейший смотр достижений отечественного АПК в реальных полевых условиях. Участники обширной деловой программы обсуждают стратегические задачи и инструменты их реализации в 2021 году, а также вопросы научного обеспечения и технической модернизации отрасли.

Меню