Бизнес-этикет: Япония

Представляем несколько советов, которые помогут вам при ведении бизнеса в Японии:

  • Первую встречу с потенциальным бизнес-партнером лучше всего организовать через посредника. В его роли могут выступать знакомые вам японские бизнесмены, либо аккредитованные в Японии представители организаций вашей страны.
  • Не опаздывайте на встречи, пунктуальность очень важное качество для японцев.
  • Традиционной формой приветствия в Японии является поклон, причем, чем он ниже, тем большее уважение выказывается. Однако при контакте с иностранными коллегами всё большее распространение получает общепринятое рукопожатие. 
  • При деловом общении японцы обращаются друг к другу по фамилии. Имена используются только при общении очень близких родственников или друзей. Обращаясь к японскому партнеру, используйте именной суффикс «сан». Это дополнительная форма вежливого обращения, которую можно перевести как «глубокоуважаемый». «Сан» будет также уместно звучать после упоминания компании, выражая ваше почтение к ее деятельности.
  • Визитки играют роль своеобразных “удостоверений личности”, в которых помимо имени, фамилии и должности указывается самое главное для японца – принадлежность к какой-либо фирме или организации. Если в ответ на протянутую карточку вы не дадите свою, это может озадачить и даже оскорбить японского бизнесмена. Визитки необходимо вручать всем присутствующим на встрече, поэтому лучше иметь при себе их с запасом. После обмена визитками их следует разложить на столе перед собой и не убирать до окончания встречи.
  • Переговоры всегда проходят с группой сотрудников, а не с отдельным человеком. Каждый пришедший на встречу будет специалистом в своей области, так что рекомендуется брать с собой помощника, если вы не уверены, что на все вопросы сможете ответить сами.
  • На работе, на встречах и переговорах японцы придерживаются общепринятого дресс-кода: для мужчин –классический костюм и рубашка с галстуком, для женщин – юбка и блуза с пиджаком. Следует избегать следующего сочетания в одежде: черный костюм с белой рубашкой и черным галстуком считаются траурной одеждой.
  • В Японии считается неприличным дарить что-то партнёру сразу при знакомстве – лучше передать подарок при следующей встрече или в самом конце встречи при расставании. Как и в большинстве азиатских стран подарок всегда принимается обеими руками. При разворачивании аккуратнее обращайтесь с упаковкой – ей придаётся чуть ли не большее значение, чем самому подарку. В упаковке недопустим яркий красный цвет (цвет крови). В бизнес-среде наиболее приемлемыми считаются подарки в виде бутылки вина, дорогой авторучки, национальных продуктов или сувениров из вашей страны. Как и в случае с визитками, подарки нужно дарить всем присутствующим на встрече.