Агроэкспорт и отраслевое сообщество обсудили стратегические перспективы российского мяса птицы в КНР

Рынок мяса птицы в Китае является крупнейшим в мире и одним из самых перспективных направлений для развития российского экспорта.

В 2019 году объем китайского рынка мяса кур составил 12,4 млн тонн. Прогнозируется, что к 2024 году он вырастет более чем на 19% и составит 14,8 млн тонн. Доля импортной продукции на рынке на текущий момент составляет всего 6,2%, но за следующие 5 лет вырастет почти в 2 раза до 11,1%, или 1,65 млн тонн.

Такие данные были озвучены в ходе конференции, состоявшейся на виртуальной площадке «Агроэкспорта» и посвященной разработке эффективных подходов и построению модели развития экспорта мяса птицы в Китай. На текущий момент российская птицеводческая отрасль имеет серьезный потенциал для наращивания экспортных поставок. Как реализовать потенциал, в чем стратегические преимущества российской продукции, какие инструменты необходимо использовать для ее продвижения на глобальном рынке – на эти вопросы должна ответить «Концепция продвижения продукции птицеводства (мяса кур) на рынок КНР», которую разрабатывает Федеральный центр «Агроэкспорт» совместно с ведущими отраслевыми экспертами, маркетинговыми и консалтинговыми агентствами.

23 апреля состоялось первое рабочее обсуждение проекта с отраслевым сообществом.

Основная цель концепции – создание практико-ориентированной модели наращивания присутствия и повышения конкурентоспособности российского мяса на рынке Китая. Она рассчитана на период до 2024 года, по итогам ее реализации Россия может войти в четверку крупнейших экспортеров мяса кур в КНР наряду с США, Бразилией и Таиландом.

Около 46% китайского рынка мяса кур приходится на предприятия HoReCa и производителей продуктов питания. Данные сегменты будут активно расти в связи с развитием урбанизации и ростом ВВП на душу населения, поэтому одной из ключевых мер для увеличения экспорта российской продукции является кастомизация методов обработки и разделки.

Согласно оптимистичному сценарию, в 2024 году Россия может поставить в Китай более 180 тыс. тонн мяса птицы стоимостью более 300 млн долл. Ядром ассортимента будут являться лапы, крылья, голень, бедро, тушка и субпродукты.

Первая часть документа содержит прогноз развития китайского рынка, сильные и слабые стороны ключевых игроков, предложения по определению целевого позиционирования России, в основе которого лежит качество продукции, постоянство поставок, конкурентные цены и узнаваемость бренда. Кроме того, подготовлен план действий по достижению целевой доли рынка отдельно для b2b и b2c сегментов.

Во время обсуждения концепции президент компании Agrifood Strategies Альберт Давлеев отметил, что документ разработан на уровне лучших международных исследований аграрных рынков. Материал включает не только анализ текущих каналов продаж в КНР, прогноз их развития на ближайшие годы, но и детальный анализ цепочек поставок, структуру себестоимости и формирования добавленной стоимости российской и конкурирующей с ней продукции. А также предложен оптимальный план действий потенциальных экспортеров, что позволит открыть новые горизонты для российских поставщиков, добавил он.

Основные положения и выводы, озвученные командой разработчиков, были поддержаны и одобрены отраслевым сообществом. В ближайшее время состоится обсуждение второго блока документа – детальной коммуникационной стратегии продвижения российского мяса птицы.

В совещании приняли участие руководитель «Агроэкспорта» Дмитрий Краснов, генеральный директор Национального союза птицеводов Сергей Лахтюхов, президент Agrifood Strategies Альберт Давлеев, исполнительный директор «Ринкон Менеджмент» Константин Корнеев, директор центра компетенций в АПК КПМГ Илья Строкин, заместитель генерального директора по техническому регулированию УК «Дамате» Константин Карамышев, руководитель Службы администрирования ВЭД, GR и инспекционной работы ГАП «Ресурс» Ренат Шигапов, исполнительный директор УК «Траст – птицеводческие активы» Валерий Ковалев, руководитель управления экспорта ТД «Черкизово» Андрей Терехин, а также многие другие представители компаний-производителей – как крупных экспортеров, так и тех, кто только рассматривает китайский рынок в качестве нового направления.