Бизнес этикет: Китай

Китай является одним из крупнейших мировых импортеров продуктов питания. Ежегодно КНР закупает продовольствия на сумму, превышающую 100 млрд долл., что делает его одним из самых привлекательных рынков для производителей агропродукции со всего мира. При этом в ходе тысячелетней истории в Поднебесной сформировалась своя уникальная бизнес-культура, которую потенциальным экспортерам необходимо учитывать при выходе на данный рынок.

Представляем несколько советов, которые помогут при ведении бизнеса в КНР.
  • При первой бизнес встрече в Китае практикуется обмен визитными карточками, лучше всего использовать двухсторонние – на русском и китайском языках. Брать и подавать визитку нужно обязательно обеими руками. Это правило также применяется к обмену документами и подарками.
  • В Китае принято дарить подарки. При первой встрече с новым партнером это обязательное условие. Идеально, если подарок будет с национальным колоритом: хорошим выбором станет российский шоколад, мед, икра или водка. Подарок обязательно должен быть упакован, лучше всего использовать красную бумагу или красный бант. Обмен подарками происходит в конце встречи.
  • В китайском бизнесе личные отношения очень сильно влияют на деловые, в то время как в западном мире между ними существует четкая граница. Старайтесь строить с партнерами личные отношения: обязательно поздравляйте с праздниками, дарите небольшие и продуманные подарки. Большинство крупных сделок принято заключать в неформальной обстановке, например в ресторане.
  • Китайцы всегда избегают открытого конфликта ради «сохранения лица». Они редко дают категорически отрицательный ответ, даже если совершенно не согласны с чем-либо. Всё, кроме прямого «да», может означать «нет».
  • Никогда публично не критикуйте китайского партнера. Переговоры «с позиции силы» в КНР почти никогда не приносят результата. Лучшая стратегия «подстроиться под партнера», в Китае очень ценят тактичность и деликатность в общении.
  • В деловой среде приветствуется сдержанный дресс-код: строгие костюмы как для мужчин, так и для женщин. Не стоит надевать на встречу полностью белый костюм: белый считается в Китае цветом траура. Такой же смысл у сочетания белого с голубым и белого с бледно-желтым. Еще один довольно «опасный» цвет в одежде – зеленый. В некоторых районах Китая он ассоциируется с изменой и обманутым мужем.
    Самый счастливый цвет – красный. Однако если для мужчины красный галстук будет уместен, то для женщины приходить на деловую встречу в красном платье или костюме не стоит. Так одеваются только на праздник.
  • В Китае существует магия чисел. Самое не счастливое число 4 из-за созвучности слов «четыре» и «смерть». К примеру, во многих отелях нет 4 и 14 этажей, а китаец может отказаться подписывать новый контракт 4, 14 и 24 числа месяца. Зато самое счастливое число 8 (произношение похоже на слово «богатство»).
  • В Китае 2 главных праздника: День образования КНР (1 октября) и Китайский новый год (по восточному календарю). В это время во всей стране длинные выходные (от 5 до 8 дней). Китайцы предпочитают проводить эти дни с семьей или путешествовать и как правило не отвечают на электронные письма и рабочие звонки.

Во многих китайских компаниях к новому году также приурочена выплата годовых бонусов, поэтому сотрудники предпочитают менять работу как раз после выхода с каникул. В связи с этим, чаще всего сотрудники в китайских компаниях меняются в начале весны.

Меню