За последние 20 лет объем мирового рынка органической продукции вырос более чем в пять раз и в 2018 году, по данным исследовательской компании Ecovia Intelligence, достиг 97 млрд евро. Крупнейшим потребителем являются США, на которые приходится 42% глобальных продаж, за ними следуют Евросоюз (39%) и Китай (8,3%).
Россия пока занимает 0,2% мирового рынка органической продукции. Однако за последние 15 лет производимый объем в стоимостном выражении вырос в 10 раз: с 16 млн евро в начале 2000-х годов до 160 млн евро в 2019 году. По оценкам экспертов, Россия к 2030 году может занять 3-5% мирового рынка органической продукции, что позволит стать одним из лидеров отрасли.
Потребление уверенно растет
Производство органической продукции – один из наиболее динамично развивающихся сегментов в мировом сельском хозяйстве. По оценке SBS Consulting, темп роста потребления органики вдвое превышает рост рынка продовольствия в целом. В ближайшие годы рынок органических продуктов продолжит ежегодный рост в среднем на 15%, прогнозирует Международная федерация органического сельского хозяйства (IFОAM).
В 2018 году в мире было зарегистрировано около 2,8 млн производителей органических продуктов. Площадь земель, сертифицированных под органическое сельское хозяйство, за год увеличилась на 2,9% до 71,5 млн гектаров, подсчитал швейцарский институт органического сельского хозяйства FiBL. Самые большие объемы угодий приходятся на Австралию (36 млн га), Аргентину (3,6 млн га) и Китай (3,1 млн га). На европейские страны в совокупности приходится 16 млн га органических сельхозугодий. В среднем в мире около 1,5% сельхозугодий используются для производства органической продукции.
Среди стран наиболее высокое подушевое потребление органики – в Швейцарии и Дании, жители которых тратят на органические продукты в среднем по 312 евро ежегодно, а также в Швеции (231 евро/чел.) и Люксембурге (221 евро/чел.). По статистике Еврокомиссии, в 2018 году ЕС импортировал 3,3 млн тонн органической сельхозпродукции. Ведущим поставщиком в ЕС являлся Китай с долей 13%, за которым следуют Эквадор (8,5%), Доминиканская республика (8,4%) и Украина (8,2%). На долю России приходилось около 1% импорта Евросоюзом органических товаров (34 тыс. тонн).
США в 2018 году, по данным FAS USDA, закупили за рубежом 1,7 млн тонн органической продукции на 2,2 млрд долл. Крупнейшими поставщиками являлись Мексика (318 млн долл.), Перу (171 млн долл.) и Бразилия (157 млн долл.). Россия в 2018 году поставила в США 3,6 тыс. тонн органик-продукции на 2,7 млн долл.
На сегодняшний день на США и Евросоюз в совокупности приходится более 80% глобального объема продаж органических товаров. В то же время их доля постепенно снижается на фоне быстрого роста рынков других стран. В частности, активно увеличивается спрос на азиатских рынках, в том числе в Индии, Китае и Индонезии. Еще в 2000-х годах органические продукты в этих странах практически не продавались, однако в настоящее время потребители стали обращать все большее внимание на здоровое питание, а крупные ритейлеры, следуя трендам в Северной Америке и Европе, стремятся включать органику в свой ассортимент.
Крупнейшими производителями органической продукции в Азии являются страны с развитым сельхозпроизводством (Индия, Китай, Индонезия, Таиланд, Шри-Ланка), в то время как крупнейшими потребителями – наиболее обеспеченные государства (Южная Корея, Япония, Тайвань). Китай и Индия, крупные экспортеры органической продукции, лишь недавно стали развивать внутренний рынок таких продуктов.
Также существенные объемы органики потребляются жителями Австралии и Новой Зеландии. Оба государства значатся и крупными ее производителями: только на Австралию приходится почти половина всей площади органических угодий в мире (35,7 млн га). В Латинской Америке крупнейшим потребителем является Бразилия, где, как и в азиатских странах, увеличивается спрос на здоровое питание со стороны растущего среднего класса.
Россия – огромный потенциал
По оценке FiBL, Россия занимает восьмое место в мире по площади земель, на которых ведется органическое сельское хозяйство. В 2018 году они составляли 607 тыс. га и за год увеличились на 27% или на 127 тыс. га. Под экспорт зерновых, масличных и кормовых культур в России сертифицировано более 60 тыс. га земли, отмечает Национальный органический союз. При этом Россия располагает более 30 млн га сельхозугодий, не используемых в сельскохозяйственном производстве и не получавших агрохимикаты более 20 лет.
По европейским стандартам на текущий момент сертифицированы чуть более 100 российских компаний. В этом году их количество, вероятно, увеличится: ряд производителей находятся на конверсии, еще несколько подали заявки, рассказал «Агроэкспорту» председатель правления Союза органического земледелия Сергей Коршунов. «Поэтому однозначно доля России, как поставщика, в общем объеме европейского импорта органической продукции будет расти», – уверен он.
С 1 января 2020 года в России вступил в силу закон об органическом сельском хозяйстве, регулирующий процессы производства, хранения, продажи и маркировки органической продукции внутри страны. В то же время полученные по национальному стандарту сертификаты пока не признаются за рубежом. «Надеюсь, что эта коллизия в будущем будет решена, сейчас же по международным стандартам фактически сертифицируются только те, кто имеет уверенность, что они эту продукцию смогут продать за рубеж», – говорит Коршунов.
Перспективные направления
Ключевые страны-покупатели российской органики – Дания, Германия, Нидерланды, Великобритания, Литва, Латвия, Венгрия, Бельгия, Эстония, Чехия. Основу отечественного экспорта составляет фуражное сырье для производства кормов для органических животных. Это в том числе органические пшеница и ячмень, поставки которых Россия уже ведет и может значительно увеличить, говорит Коршунов. «В список перспективных направлений входят масличные и бобовые культуры: масличный лен, соевые бобы. В ЕС очень востребованы органические семена подсолнечника и рапса, а также кукуруза, которые мы сейчас очень мало производим. Перспективными направлениями являются и технические культуры – лен на волокно, конопля, поставки которых из России пока не развиты», – перечисляет Коршунов.
Большой экспортный потенциал имеют дикоросы – дикорастущие грибы, ягоды, орехи, травы, в том числе лекарственные. По данным Национального органического союза, в настоящий момент в России сертифицировано под экспорт органических дикоросов чуть более 30 тыс. га лесов (47-е место в мире по этому показателю). При этом Россия обладает самыми большими в мире лесными площадями (более 1,1 млрд га). По оценке межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение», экспортный потенциал российских дикоросов – около 1 млрд долл. в год. Кедровый орех из России уже поставляется в Китай и Пакистан, грибы и ягоды – в Италию, Австрию, Германию, чай из сибирской чаги – в Польшу, Южную Корею, Индию.
Что касается географии поставок, то в будущем наиболее перспективные направления для развития российских поставок органической продукции – это Китай и США, уверен Коршунов. «В Европе уже прошел пик роста потребления органической продукции, к тому же на этих рынках России приходится конкурировать с Украиной. Поэтому лишь вопрос времени, когда в приоритет российских экспортеров войдут США – крупнейший рынок органической продукции, на котором Россия фактически не представлена, а также быстрорастущие азиатские рынки», – добавил Коршунов.
Органические продукты — натуральные пищевые продукты, производство которых не наносит вред окружающей среде, здоровью и благополучию людей и животных. Российским законом установлено 11 основных требований к органической продукции. Среди них запрет на применение агрохимикатов, антибиотиков и гормональных препаратов, а также на использование методов генной инженерии. Кроме того, не разрешается использовать искусственные пищевые добавки, а производство, хранение и транспортировка органической продукции должны осуществляться отдельно от неорганической.
Для получения статуса органических производителей хозяйства должны пройти сертификацию. Сертифицированные производители органической продукции включаются в реестр, который публикуется на сайте Минсельхоза России.