Топ-10 крупнейших покупателей российского продовольствия в 2019 году

По предварительным данным, самым крупным покупателем российской продукции АПК в 2019 году, как и в прошлом, стал Китай. С начала года по состоянию на 15 декабря 2019 года эта страна импортировала из России агропродовольственных товаров на 3 млрд долл., что на 25% больше, чем за аналогичный период годом ранее. На КНР приходится 13% всего объема российского экспорта АПК (по итогам 2018 года – 10%).

Основными позициями китайского агроимпорта из России являются мороженый минтай (доля 27%), подсолнечное масло (8,3%) и крабы (7,7%). Все они показали прирост в стоимостном выражении в течение 2019 года. Долю от 4 до 6,4% в структуре китайского импорта из России имеют соевые бобы, тихоокеанский лосось, рапсовое масло, соевое масло, а также мясо птицы, поставки которого начались только в этом году.

На втором месте среди импортеров российской продукции АПК находится Турция – крупный покупатель российского зерна и подсолнечного масла. По итогам текущего года Турция вышла на первое место среди импортеров российской пшеницы: эта страна нарастила поставки злака в 1,5 раза по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом, до 6,8 млн тонн (1,3 млрд долл.). В результате пшеница в текущем году занимает 55% в структуре российского экспорта продовольствия в Турцию. По поставкам российской кукурузы Турция находится на втором месте, несмотря на снижение на 61% до 82 млн долл. Также Турция занимает второе место среди импортеров российского подсолнечного масла (его закупки также увеличились в 1,5 раза до 317 млн долл.) и первое место по импорту российского подсолнечника (105 млн долл. против 0,5 млн долл. в 2018-м).

Третье место среди ведущих импортеров российской продукции АПК заняла Южная Корея, незначительно снизившая импорт российской агропродовольственной продукции – на 3,6% до 1,5 млрд долл. Подавляющая часть этого объема – 1,4 млрд долл. – приходится на рыбу и ракообразные, по поставкам которых из России эта страна занимает второе место после Китая. При этом Южная Корея является крупнейшим покупателем в России крабов, закупки которых за год увеличились почти на треть до 680 млн долл.

Четвертую строчку с небольшим отрывом от Южной Кореи занимает Казахстан, вместе с Россией входящий в Таможенный союз ЕАЭС. С учетом того, что статистика по ЕАЭС представлена лишь за январь-октябрь, по итогам года эта страна имеет возможность обойти Южную Корею. За первые 10 месяцев 2019 года российский агроэкспорт в Казахстан вырос на 15% до 1,44 млрд долл. Среди поставляемых продуктов лидируют хлебобулочные и мучные кондитерские изделия, отгрузки которых увеличились на 15% до 113 млн долл., а также шоколад (+12% до 106 млн долл.). За ними следуют сигареты (+5% до 74 млн долл.) и сахар (+14% до 73 млн долл.).

Египет, крупнейший в мире покупатель пшеницы и ведущий импортер российской пшеницы в 2018 году, опустился со второго на пятое место, сократив закупки агропродовольственной продукции из России на 31% до 1,38 млрд долл. Преобладающей позицией в египетском импорте из России по-прежнему остается пшеница, однако ее поставки в 2019 году уменьшились на 32% до 1,2 млрд долл. на фоне сокращения закупок со стороны GASC. Второй по значимости позицией в египетском импорте агропродовольственной продукции АПК является подсолнечное масло, однако его поставки также уменьшились – на 24% до 173 млн долл. 

Шестое место занимает другой участник Таможенного союза – Белоруссия, которая за январь-октябрь ввезла из России продукции АПК на сумму 1,1 млрд долл., что на 9% больше аналогичного периода 2018-го. Крупнейшей позицией белорусского агропродовольственного импорта являются семена рапса, их закупка увеличилась на 3,3% до 75 млн долл. В топ-3 ведущих продуктов также входят хлебобулочные и кондитерские изделия (68 млн долл., +7,6%) и подсолнечное масло (52 млн долл., +6,1%).

На седьмом месте, как и в прошлом году, находятся Нидерланды, в 2019 году увеличившие поставки агропродовольствия из России на 16% до 984 млн долл. Основная часть этого объема приходится на рыбу и морепродукты, в том числе мороженых крабов (479 млн долл., +71%), треску и ее филе (258 млн долл., -18%). Кроме того, Россия поставляет в Нидерланды рапсовое масло, отгрузки которого в этом году увеличились на 45% до 57 млн долл., а также соевый шрот и жмых (44 млн долл., +13%).

Иран в 2019 году нарастил импорт из России агропродовольственных продуктов на 31% до 974 млн долл., благодаря чему вплотную приблизился к седьмому месту. Такую динамику обеспечили растительные масла: ввоз подсолнечного масла продемонстрировал двукратный рост до 384 млн долл., а соевого – восьмикратный, до 44 млн долл. В число значимых в торговых отношениях с Ираном продуктов также относятся кукуруза, отгрузки которой увеличились на 15% до 310 млн долл., и ячмень (170 млн долл., -8%).

Сохраняет свое место в топ-10 и Украина, за этот год расширившая поставки из России на 3,6% до 673 млн долл. Значимыми позициями украинского импорта являются охлажденные туши и полутуши свиней (37 млн долл., +1,9%), сигареты (33 млн долл., -46%), сахар (25 млн долл., +73%). С 14-го на 10-е место в 2019 году поднялся Азербайджан благодаря росту объемов агроимпрорта из России на 45% до 592 млн долл. Наибольшим спросом со стороны Азербайджана в этом году пользовалась российская пшеница, поставки которой выросли вдвое до 243 млн долл., шоколад (45 млн долл., +14%) и подсолнечное масло (35 млн долл., -18%).

Среди стран, не вошедших в рэнкинг, следует отметить Бангладеш, в этом году увеличивший поставки из России на 40% до 485 млн долл. за счет наращивания закупок пшеницы. Индия расширила импорт продукции АПК из России в 3,5 раза до 204 млн долл. преимущественно благодаря подсолнечному маслу, а Великобритания – на 39% до 109 млн долл. (наиболее значимым по объему продуктом является водка).

Число стран-покупателей зерновых и масличных культур в этом году снизилось, в том числе количество импортеров пшеницы уменьшилось со 105-ти до 95-ти. При этом расширилась география поставок по таким категориям, как мясо, рыба, молочная и мукомольно-крупяная продукция, сахар, куриные яйца, мед, овощи и др. В частности, число стран-поставщиков российской молочной продукции увеличилось с 31 до 36, в том числе сыров – с 22 до 25, а шоколада – с 70 до 78.