Азиатский рынок требует птицу

Мировая торговля мясом и мясными продуктами в этом году увеличится на 6,7% до 36 млн тонн, прогнозирует ФАО. В том числе глобальная торговля мясом птицы вырастет на 4,4% до 14,1 млн тонн, свининой – на 12% до 9,4 млн тонн, говядиной – на 6% до 11,1 млн тонн. Основной прирост придется на Китай, где из-за распространения африканской чумы свиней (АЧС) потребители и переработчики активно переключаются на другие виды мяса, в первую очередь мясо птицы. На этом фоне Китай решил возобновить поставки американской курицы. Помимо Китая импорт, как ожидается, увеличат и ряд других азиатских стран.

Китай возобновляет импорт мяса птицы из США

Главное таможенное управление КНР разрешило импорт мяса птицы со 172 американских предприятий. Китайский рынок открыт в том числе для заводов Tyson Foods, Pilgrim’s Pride и Sanderson Farms. Запрет на поставки был введен четыре года назад из-за вспышек гриппа птиц в США и распространялся на мясо птицы, живую птицу и яйца. Отгрузки смогут возобновиться после того, как китайская сторона опубликует список аттестованных складов.

Торговый представитель США Роберт Лайтхайзер уже заявил о готовности американских производителей ежегодно поставлять на китайский рынок мяса птицы на сумму более 1 млрд долл. Ранее максимальный объем экспорта из США в КНР был зафиксирован в 2008 году – 720 млн долл. В то время Китай занимал второе место среди импортеров американского мяса птицы после России (822 млн долл.). Наибольшая доля отгрузок мяса птицы из США приходится на замороженные окорочка (в 2018 году – около 35%).

По объему потребления курицы Китай находится на втором месте после США, за последние пять лет оно в среднем составляло 12,4 млн тонн в год (в США – 15,4 млн тонн). Согласно прогнозу Минсельхоза США, вследствие АЧС потребление мяса птицы в Китае в следующем году вырастет на 15% до рекордных 16,1 млн тонн. Только за последние несколько месяцев спрос на курицу в стране увеличился минимум на 10%. При этом если ранее внутренний рынок потреблял белое мясо крайне слабо, то из-за резкого сокращения поголовья свиней спрос на филе и куриную грудку значительно вырос.

На фоне увеличения спроса мировые цены на мясо растут девять месяцев подряд. В октябре индекс цен на мясо, рассчитываемый ФАО, поднялся на 0,9% до максимума с января 2015 года, с начала года рост составил 12,5%. Организация отмечает, что повышение обусловлено стабильным импортным спросом со стороны Азии, особенно Китая. В самом Китае, по данным министерства сельского хозяйства и сельских дел КНР, свинина подорожала в 2,7 раза к аналогичному периоду 2018 года, мясо птицы – на 40%. И, по прогнозам экспертов, тренд остается положительным, то есть цены, как ожидается, будут расти и далее. Согласно оценке Федерального центра «Агроэкспорт», открытие китайского рынка для мяса птицы из США, безусловно, затормозит рост цен, однако полностью его остановить не сможет.

После объявления об открытии рынка для американского мяса птицы цены в Китае пошли вниз, но это временно, говорит исполнительный директор консалтинговой компании «Ринкон менеджмент» Константин Корнеев. «При том объеме, который в Китае потерян, и тех ценах, которые складываются в этом году, перспективы российского мяса птицы на китайском рынке достаточно стабильны. К тому же основные позиции российского экспорта птицеводческой продукции в Китай – лапы и крыло, а это позиции с устойчивым ценообразованием, и вряд ли цена на них сейчас как-то резко снизится», – уверен Корнеев. По данным ФТС, в этом году Китай является крупнейшим импортером российского мяса птицы: с 1 января по 17 ноября 2019 года поставлено 42 тыс. тонн на сумму 98 млн долл.

Организация поставок американской продукции займет определенное время, которое требуется для переключения товарных потоков, отметил Корнеев. «Но если поставки начнутся, и американцы увеличат экспорт в КНР, то цены в определенной мере начнут отыгрывать вниз. Тем не менее тот дефицит мяса, который сейчас сложился в Китае, американцам перекрыть вряд ли удастся», – добавил Корнеев.

Кроме того, в силу географической близости Россия имеет логистические преимущества при поставках на китайский рынок, в свою очередь указал гендиректор Национального союза птицеводов Сергей Лахтюхов. «Мы надеемся, что будут организованы бесперебойные железнодорожные поставки птицеводческой продукции из России в центральную часть Китая: из Московской области до городов Чэнду и Чунцин это будет занимать 12-17 дней. США и Бразилия же имеют возможность осуществлять поставки только морем в прибрежные регионы. При этом перевозка внутри КНР является очень дорогой», – сказал Лахтюхов.

Открытие рынка Гонконга

На прошлой неделе Россельхознадзор сообщил об открытии рынка Гонконга для поставок мяса птицы со всей территории России. Аттестацию имеют 20 российских предприятий, поставки могут начаться незамедлительно в сопровождении согласованного гонконгской стороной ветеринарного сертификата. В 2018 году Гонконг входил в топ-3 крупнейших покупателей мяса птицы, импортировав на 1,4 млрд долл, в этом году поставки из России не осуществлялись.

Значительная доля ввозимого в Гонконг мяса затем реэкспортируется в другие азиатские страны, в первую очередь в Китай. Однако в условиях открытия китайского рынка для российского мяса птицы экспортерам интереснее и дешевле выходить на китайский рынок напрямую, отметил замдиректора Федерального центра «Агроэкспорт» Сергей Оганов. «Для российских производителей сейчас нет серьезных проблем по выходу на рынок КНР: большинство предприятий соответствуют стандартам, которые предъявляет китайская сторона», – констатировал Оганов. Кроме того, в 2018 году реэкспорт из Гонконга в Китай увеличивал стоимость логистики для замороженных продуктов сразу на 1,5 долл./кг. «А из-за резкого роста цен на свинину внутри КНР вырос товарооборот, вследствие чего подросли и цены – сейчас эксперты говорят уже о 2 долл./кг», – добавил Оганов.

По словам Лахтюхова, открытие Гонконга имеет скорее имиджевое значение. «Гонконг традиционно является мостом в континентальный Китай, и сейчас именно китайское направление более интересно для российских компаний. При этом импорт Гонконга неуклонно падает. Гораздо большее значение в ближайшей перспективе будет иметь открытие рынка Японии, Южной Кореи, Сингапура», – полагает Лахтюхов. 

Расширение списка поставщиков во Вьетнам

25 ноября Вьетнам расширил список российских производителей, имеющих право на поставки мяса в эту страну. Как сообщает Россельхознадзор, он был дополнен шестью предприятиями по выпуску мяса птицы и одним – по производству говядины. Таким образом, экспорт во Вьетнам разрешен 10 птицеводческим предприятиям, среди них: «Брянский бройлер» («Мираторг»), «Лиско-Бройлер» («Черкизово»), Инжавинская и Токаревская птицефабрики (ГАП «Ресурс»). В октябре с вьетнамской стороной была достигнута договоренность об упрощенном порядке рассмотрения заявок российских предприятий, желающих поставлять свою продукцию в эту страну.

В этом году Вьетнам вошел в тройку крупнейших покупателей российского мяса птицы после Китая и Украины. По состоянию на 17 ноября 2019 года Россия поставила во Вьетнам 21 тыс. тонн на сумму 15 млн долл. «Сейчас Вьетнам является важным для России направлением: АЧС в регионе, а также факт того, что страна является хабом для поставок в другие государства Юго-Восточной Азии, делает Вьетнам перспективным направлением», – поясняет Лахтюхов. Тем не менее, как и в случае с Китаем, российский экспорт во Вьетнам – это спотовые сделки, при этом значительную конкуренцию в этой стране составит продукция из США, которая занимает там доминирующее положение в объеме импорта, заметил Корнеев. «Поэтому решение остается за экспортерами, которые имеют набор альтернатив и каждый раз решают, куда им выгоднее отгрузить продукцию. Право на поставки во Вьетнам для них – еще одно окно возможностей», – полагает Корнеев.