Атташе по АПК окажут содействие экспортерам готовой продукции

28 октября 2022 года в онлайн-формате прошла очередная рабочая встреча представителей Минсельхоза России за рубежом с руководителями компаний-производителей и экспортеров готовой продукции. Напомним, что первое совещание с атташе состоялось в июле и было посвящено развитию экспортных поставок российской мясной продукции.

В мероприятии, организованном Федеральным центром «Агроэкспорт» и Минсельхозом России, приняли участие сельхозатташе из 37 стран мира. Участники смогли обсудить возможности расширения внешней торговли и предметно рассмотреть вопросы тарифных и нетарифных барьеров, логистики, финансовых расчетов, с которыми сталкиваются компании при поставках на те или иные рынки.

Открывая встречу, заместитель Министра сельского хозяйства Сергей Левин отметил, что в 2022 году Россия продолжает наращивать экспорт продукции АПК. По данным на 23 октября он вырос на 14% к аналогичному периоду прошлого года, в том числе поставки готовой продукции увеличились на 4%. Объем отгрузок безалкогольных напитков вырос на 17%, мясных консервов – на 57%, муки и крупы – почти в 3 раза. Сергей Левин обратил внимание на необходимость повышения активности работы сельхозатташе для оказания содействия российским компаниям-экспортерам в выводе готовой продукции на зарубежные рынки.

Модератором мероприятия выступил руководитель «Агроэкспорта» Дмитрий Краснов. По его словам, цель проводимого мероприятия – обсуждение проблематики и барьеров, препятствующих развитию экспорта российской переработанной продукции. «Готовая продукция – одна из подотраслей, которая испытывает определенные проблемы, в том числе связанные с необходимостью переориентации поставок на дружественные страны. Ключевой задачей представителей Минсельхоза за рубежом является содействие заключению контрактов», – подчеркнул Краснов.

Одним из локомотивов развития российского продовольственного экспорта в последние годы является кондитерская продукция. Наиболее перспективные направления – это ЕАЭС и другие страны СНГ, а также Азия и Ближний Восток, сообщил директор Ассоциации предприятий кондитерской промышленности «Асконд» Вячеслав Лашманкин. Среди текущих проблем на этих рынках он выделил недостаток своевременной информации об изменениях нормативных правовых актов, сложности с сертификацией, а также высокие пошлины на некоторых перспективных направлениях. «Например, существует большой потенциал российских кондитерских изделий на рынке Узбекистана. Однако в стране был принят ряд нормативных правовых актов, которые ограничивают продажи кондитерских изделий на территории Республики: акцизные сборы, «светофорная» маркировка, обязательное нанесение на упаковке информации на узбекском языке — все это негативно отразилось на нашем объеме продаж. Хотелось бы попросить зарубежных представителей Минсельхоза более внимательно отслеживать все изменения в нормативно-правовой базе еще на этапе появления их проектов», – добавил Лашманкин. Кроме того, директор по экспортным продажам на Ближнем Востоке, в Африке и Азии ООО «Объединенные кондитеры» Алла Орлова попросила помощь в листинге и маркетинге в торговых сетях, а также расширении контактов с ритейлерами.

Директор по продажам АО «Макфа» Константин Попов и директор по продажам на международных рынках ООО «Агро-Альянс» Игорь Цараков рассказали о развитии поставок крупяной и мукомольной продукции, а также перечислили особенности работы с данной категорией на различных экспортных рынках. 

Повышение транспортных затрат особенно сильно повлияло на группу алкогольных и безалкогольных напитков, констатировала старший директор по экспортным продажам ООО «Пивоваренная компания «Балтика» Алла Манякина. В текущем году компания переориентирует отгрузки с европейских рынков на Ближний Восток, Азию и Африку, в связи с чем ищет контакты новых партнеров и торговых сетей. Генеральный директор ООО «Восемь вершин» Роман Медведев подтвердил, что российские минеральные воды, несмотря на рост отпускных цен в текущем году из-за логистики, конкурентоспособны на ближневосточном рынке. По его словам, наиболее эффективной мерой поддержки для производителей готовой продукции будет частичная компенсация листинга в торговые сети региона.

Компания «МАЙ» в текущем году смогла расширить географию экспорта на 6 стран, и одним из новых направлений стала Малайзия. Обращаясь к сельхозатташе, директор по экспортным продажам компании «МАЙ» Сампат Лиянаге поднял вопрос о сертификации, в том числе с предоставлением в ряде стран российских сертификатов происхождения для продукции, имеющей в своем составе импортное сырье.

Сельхозатташе пригласили отечественных производителей в демонстрационно-дегустационные павильоны российской продукции АПК, которые уже открыты в Китае, Египте, ОАЭ, Вьетнаме. В этом году павильоны планируется открыть в Турции и Саудовской Аравии. Представитель Минсельхоза России в КСА Аким Стеснягин предложил контакты саудовских партнеров и помощь в организации встреч с дистрибьюторами и ритейлом низкого, среднего и высокого ценовых сегментов. «Хотя уровень конкуренции на рынке Саудовской Аравии очень высок, у российских компаний есть потенциал развития экспорта. Для этого нужны креативные решения, ценовая конкурентоспособность и готовность к затратам на маркетинг», – добавил он.

В число ключевых перспективных направлений для российской переработанной продукции входит Китай, и отечественные экспортеры заинтересованы в расширении доступа на этот рынок. Так, на днях представитель Главного таможенного управления КНР предоставил проект протокола на поставки ржаной муки, объявила представитель Минсельхоза России в КНР Анастасия Пак. Кроме того, атташе активно помогают российским экспортерам с регистрацией предприятий в системе CIFER.

Представители Минсельхоза за рубежом выразили готовность оказать всестороннюю помощь экспортерам в решении возникающих вопросов, а также укреплении отношений с дистрибьюторами и торговыми сетями.

Также запланировано проведение аналогичных встреч с представителями зерновой, масложировой, молочной и других подотраслей.