Полная версия сайта находится в разработке
test1

Тел.:

 
19.12.2019

Япония: нереализованный потенциал

18 декабря в Токио состоялось 14-е заседание российско-японской Межправительственной комиссии по торгово-экономическим вопросам. Одна из ее основных задач – интенсификация экономических отношений между двумя странами. Ранее президентом России Владимиром Путиным и премьером Японии Синдзо Абэ была поставлена задача достичь показателя двустороннего товарооборота в размере $30 млрд к 2025 году. В то же время, если посмотреть на статистику, признавал в сентябре глава Минэкономразвития Максим Орешкин, текущая динамика «не очень положительная», так как значительная часть торговли связана с топливно-энергетическими товарами, цены на которые снизились.

Что касается агропродовольственной продукции, с начала января по 10 декабря 2019 года ее экспорт из России в Японию увеличился в физическом выражении на 8,6% до 212 тыс. тонн, однако в стоимостном – снизился на 28% до 272 млн долл. В структуре российского агроэкспорта в эту страну почти 86% приходится на рыбу, ракообразные и моллюски, в первую очередь мороженую нерку (35%), рыбные субпродукты (17%) и морских ежей (9,5%). Другой поставляемой в Японию продукции являются зерновые с совокупной долей 12%: кукуруза, пшеница, гречиха, ячмень.



В 2012 году японский конгломерат Mitsui & Co купил 10% акций компании «Содружество», крупнейшего переработчика сои в России. Но в декабре 2016 года этот пакет был выкуплен основным акционером «Содружества». Тогда же в декабре 2016 года Mitsui купила 0,005% компании «Русагро». Mitsui – многопрофильный холдинг, занимающийся, в том числе, закупкой продовольствия для японского рынка. Его активность в России может быть связана с поиском долгосрочных поставщиков. Однако пока она не отразилась на динамике российского экспорта.



Проблемы доступа


Переговоры о доступе на японский рынок российской животноводческой продукции ведутся с 2013 года. К настоящему времени Япония открыта для готовой продукции из мяса, субпродуктов парнокопытных животных и домашней птицы, а также для мяса и субпродуктов кроликов. В конце 2016 – начале 2017 года право поставок термически обработанного мяса получили «Мираторг» и «Ратимир», а в июне 2019 года – «Знаменский СГЦ» (из свинины) и «Краснобор» (из мяса птицы). По итогам 2018 года Россия отгрузила в Японию 40 тонн колбас стоимостью 72 тыс. долл., с января по 10 декабря 2019 года – 18 тонн на 76 тыс. долл.

«Знаменский СГЦ» в настоящее время занимается отправкой образцов продукции в Японию, рассказала «Агроэкспорту» гендиректор «Знаменского СГЦ» Елена Климова. «Были две поставки с образцами, сейчас готовим еще две. Коммерческих отгрузок еще не осуществлялось, и когда они начнутся, сказать пока сложно. Все развивается очень маленькими шагами», – отметила Климова.

Помимо ветеринарных требований, у японской стороны есть целый ряд условий по качеству, составу, внешнему виду продукции, продолжает она. «Есть запрещенные в Японии ингредиенты в функциональных добавках, и в настоящее время мы их исключаем из рецептуры. Япония традиционно готова покупать только замороженную продукцию, для этого необходима дополнительная инфраструктура, и мы ее сейчас создаем: ввод первых камер запланирован на первый квартал 2020 года. Японская сторона требует проверять продукцию на остаточное содержание хрящей в цельномышечных продуктах, для чего требуется особое оборудование, и мы его ищем», – перечисляет Климова.