Коронавирус создает логистические проблемы для агроэкспортеров

Пандемия коронавируса COVID-19 вынудила многие страны ввести дополнительные меры безопасности, карантина и контроля, что сказалось на работе агропродовольственных предприятий, портов и терминалов, а также привело к сбоям в графиках отгрузок.

По информации участников мясного рынка, один из крупнейших мировых производителей свинины – Danish Crown планирует приостановить производство и уйти на карантин. В Италии на предприятиях повсеместно вводится сокращенный рабочий день, что не может не сказаться на объемах производства. В США закрытие школ, вынуждающее сотрудников оставаться дома, а также введение ограничений на въезд иностранной рабочей силы уже создало проблемы для мясной отрасли.

Распространение заболевания, вероятно, негативно скажется на производстве аграрной продукции в глобальном масштабе, а также повлияет на экспортные потоки. Сокращение производства в европейских странах и Северной Америке неизбежно приведет к снижению экспорта мяса в азиатские страны, в том числе в Китай, Гонконг и Вьетнам.

Последствия в Китае

Первыми с проблемами столкнулись поставщики продукции в Китай, где распространение вируса, по официальным данным, началось в декабре 2019 года. В январе-феврале импортеры сообщали о значительных задержках погрузочно-разгрузочных работ в портах, простаивании судов, накоплении грузов и дефиците энергетических мощностей, необходимых для подключения рефрижераторных контейнеров. В результате на 30% сократилось количество принимаемых в Китае судов, а ставки фрахта в течение февраля выросли на 1-2 тыс. долл. или на 30-60% в зависимости от порта. Компании-экспортеры, в том числе российские, стали получать счета за хранение товара в китайских портах.

В начале марта, по мере того как распространение заболевания в КНР пошло на спад, ситуация в морских портах страны стала постепенно улучшаться. По данным China Ports & Harbours Association, за неделю со 2 по 8 марта оборот контейнеров в восьми крупнейших портах КНР увеличился на 9,1%, в том числе в Даляне, Тяньцзине, Циндао и Гуаньчжоу – на 10%. За исключением портов в Хубэе, эпицентре эпидемии коронавируса, другие порты вдоль реки Янцзы практически вернулись к нормальному режиму работы: оборот грузов вырос на 7,7%, в том числе контейнерных – на 16%.

Логистические проблемы

В то же время в других регионах мира ситуация в настоящее время развивается по негативному сценарию. Коронавирус стремительно распространяется, наиболее пострадавшие на текущий момент страны – Италия, Иран, Южная Корея. По всей Европе, а также в США, введены беспрецедентные меры безопасности. На прошлой неделе ряд европейских транспортных и логистических ассоциаций написали открытое письмо к правительствам Италии и других стран ЕС, указав, что введенные ограничения оказали значительное влияние на логистические операции и экономику компаний в целом.

По данным железнодорожного оператора Swissterminal, количество отправляемых в Италии контейнеров сократилось на 10%, введенные в стране меры безопасности также предусматривают запрет на пересечение водителями грузовиков границ между регионами, карантинные мероприятия негативно сказались на работе инспекторов, служащих таможни и т. д. О временном закрытии страны приняло решение правительство Индии: до 15 апреля власти приостановили действие всех выданных виз, за исключением дипломатических, а все, кто посещал страны со вспышками коронавируса, будут помещаться на 14-дневный карантин. На двухнедельную изоляцию будут помещаться и все, кто приехал в Израиль, что фактически означает карантинный порядок для всех теплоходов, заходящих в израильские порты. Карантинные мероприятия проводятся в Испании, Великобритании, Нидерландах, Норвегии, США и других странах.

Таким образом, логистические проблемы, которые фиксировались в Китае в январе-феврале, в ближайшее время могут наблюдаться в Европе и других регионах мира, в том числе и в России. По данным экспортеров, в Новороссийске наблюдаются затруднения с заходом судов, которые останавливались в Италии, Китае, Южной Корее, Иране. Согласно предписанию Роспотребнадзора от 10 марта, суда, побывавшие в этих странах в течение последних 14 дней, должны пройти обязательную дезинфекцию до схода членов экипажей на берег, а все члены экипажа – проверку при помощи тепловизоров. О необходимости проведения дезинфекции необходимо уведомлять Роспотребнадзор за двое суток до захода в Новороссийск.

Влияние на российский агроэкспорт

Дальнейшее распространение коронавируса и, как следствие, охват ограничительными мерами все большего числа стран может негативно сказаться на объемах российского экспорта продукции АПК, в первую очередь по морю.

В настоящее время экспортеры мяса птицы испытывают дефицит рефконтейнеров из-за эпидемии в Китае, рассказал «Агроэкспорту» гендиректор Национального союза птицеводов Сергей Лахтюхов. «Некоторые суда до сих пор стоят неразгруженными. А учитывая, что крупнейшим покупателем российского мяса птицы в 2019 году и начале 2020 года являлся Китай, большинство контейнеров ушло именно туда», – отметил Лахтюхов. На этом фоне логистические компании увеличили стоимость фрахта, что значительно повысило издержки экспортеров, подтверждает он. «И это только локальная ситуация в Китае. Если она распространится по всему миру, то дальнейшая ситуация вызывает у нас серьезные опасения», – добавил Лахтюхов. Так, по его словам, в настоящее время контейнеровозы, которые останавливались или проходили транзитом через некоторые страны, в том числе Италию, имеют сложности при постановке в российские морские порты.

Генеральный директор «Ленинградского комбината хлебопродуктов» Наталья Загорская в интервью «Агроэкспорту» отметила, что стоимость контейнеров для поставок муки в Китай выросла на 2500 долл. «Для нас это серьезное повышение с учетом того, что в Китай мы продаем не самый маржинальный продукт», – сказала Загорская.

Группа «Благо» столкнулась с проблемой доставки своих грузов в китайский речной порт Чунцин – порт был закрыт. «Как только нам стало известно об этих ограничениях, мы смогли оперативно перенаправить находящуюся в пути продукцию в порт Шанхай, открытый для приема грузов», – рассказал директор по логистике ГК «Благо» Игорь Немцов. В то же время продукция группы «Благо», отправляемая на экспорт в другие точки мира, доставляется в штатном режиме, указал он.

Председатель правления Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин оценивает, что текущие дополнительные меры безопасности, введенные в российских портах, на объемах российских отгрузок зерна существенно не скажутся. «Такие риски, как простой судна, обычно прописаны в условиях фрахта. Я надеюсь, что терминалы найдут рабочее решение», – уверен Зернин.